Маркетинговые стратегии ТГУ

Маркетинговая стратегия по рынку исследований / инжиниринга / технических и интеллектуальных услуг

Наиболее результативные направления ТГУ (см. «Тематика исследований ТГУ: соответствие приоритетам СНТР») соотносятся с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР РФ, раздел «Приоритеты и перспективы НТР РФ»):

  • «переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» (п. 20, а);
  • «переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, [...] формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии» (п. 20, б);
  • «переход к персонализированной медицине [...]» (п. 20, в);
  • «противодействие техногенным угрозам [...]» (п. 20, д).

Маркетинговая стратегия по рынку исследований / инжиниринга / технических и интеллектуальных услуг ТГУ разворачивается по направлениям:

  1. Точечная работа по доведению перспективных разработок до уровня создания производства и начала продаж. Добор необходимых компетенций за счет формирования продуктовых консорциумов.
  2. Активная работа по защите и продвижению результатов интеллектуальной деятельности; развитие инфраструктуры и механизмов коммерциализации инноваций – поддержка вывода инноваций на высокие уровни технологической готовности для повышения эффективности их реализации.
  3. Расширение области аккредитации научных и проектных подразделений ТГУ для подтверждения их компетенций и привлечения заказчиков испытаний/инжиниринга.
  4. Активизация работы на электронных площадках, в том числе подключение к международным электронным площадкам, поэтапная автоматизация торгов.
  5. Развитие собственных производств, в том числе в области креативной индустрии; создание различных центров оказания технических и интеллектуальных услуг (бизнес-консалтиг, правовое обслуживание и др.).

 

Маркетинговая стратегия по рынку абитуриентов

По прогнозам департамента образования администрации г. о. Тольятти количество выпускников школ города в 2023–2024 годах снизится на 6–8 % по сравнению с текущими значениями (с 3 098 выпускников в 2021 году до 2 677 в 2023 году). В связи с этим основной стратегией ТГУ на региональном образовательном рынке станет увеличение своей доли за счет удержания талантливой молодежи в городе и привлечения иногородних и иностранных студентов для обучения по очной форме (в основном за счет студентов из стран СНГ), в том числе через популяризацию технических направлений подготовки и реализацию сетевых образовательных программ с ведущими университетами страны.

Второе стратегическое направление – приобретение лидерских позиций на рынке онлайн-образования в России и странах ближнего зарубежья (на русском языке), а также выход на рынок высшего онлайн-образования в регионы Латинской Америки, Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока. Приоритетные страны для продвижения программ бакалавриата и магистратуры на английском языке в формате онлайн-обучения в настоящий момент – Пакистан, Бразилия, Индонезия, Китай, Индия, Нигерия, Бангладеш, ЮАР.

Университет решает стратегические задачи по экспорту образования, стремясь обеспечивать переход иностранных студентов онлайн-бакалавриата в очную магистратуру. В конкуренции с лидерами – США, Великобританией, Китаем – университет займет нишу качественного высшего и дополнительного образования в среднем ценовом сегменте, предоставляя полную экосистему онлайн-обучения.

Международная конкурентоспособность образовательных программ повысится за счет их дальнейшей профессионально-общественной аккредитации, дающей право на профессиональную сертификацию, признаваемую за рубежом.

 

Маркетинговая стратегия по рынку работодателей

ТГУ стремится к удержанию доли выпускников, трудоустроившихся в Самарской области, в общей численности выпускников на стабильно высоком уровне – более 70 % ежегодно. Уровень трудоустройства выпускников ТГУ очной формы обучения в 2019 году, получивших первое высшее образование, составил 85,8 % (на основе опроса). Доля трудоустройства выпускников в регионе составила 73 %.

Один из приоритетов стратегии – подготовка кадров в соответствии с производственными потребностями региона. Очень высок коэффициент корреляции между контингентом выпускников ТГУ всех форм обучения и контингентом работников по видам экономической деятельности Самарской области – 0,95.

Другой приоритет стратегии – подготовка кадров, обеспечивающих переход от индустриальной экономики к экономике знаний, команд технологических и социальных предпринимателей, способных создавать новые рабочие места в инновационной экосистеме региона.

Для получения информации о потребностях работодателей в выпускниках ТГУ и обратной связи об уровне их подготовки, а также для актуализации образовательных программ при институтах ТГУ создано 8 профессиональных советов в следующих областях:

  • право (12 представителей отрасли);
  • химия и инженерная экология (представители 8 отраслевых компаний);
  • управление промышленной и экологической безопасностью (14 представителей отрасли);
  • информационные технологии (представители 20 отраслевых компаний);
  • педагогика (представители 11 образовательных учреждений);
  • электроснабжение и электротехника (представители 10 отраслевых компаний);
  • строительство, архитектура и дизайн (представители 15 отраслевых компаний);
  • физическая культура, спорт, адаптивная физическая культура и туризм (представители 12 отраслевых компаний).

 

Маркетинговая стратегия по рынку цифровых решений и сервисов

ТГУ занимает активную позицию в части формирования нового рынка цифровых решений и сервисов для системы высшего образования. По инициативе ТГУ создан Консорциум «Цифровые университеты» (на 01.08.2021 в консорциум вошло 39 участников, в том числе 28 образовательных учреждений, научный партнер – Ассоциация «Университетский консорциум исследователей больших данных», 10 индустриальных партнеров), который объединил вузы, занимающие активную позицию в отношении собственной цифровой трансформации, а также разработчиков промышленных IT-решений.

В результате совместной деятельности участников консорциума должен быть разработан пакет стандартов совместимости цифровых решений и сервисов цифровых университетов. Этот стандарт откроет возможность формирования нового рынка совместимых цифровых решений и сервисов (маркетплейс), позволит вузам строить свою IT-инфраструктуру из совместимых и заменяемых модулей, создаст условия для защиты и монетизации интеллектуальной собственности. В целом это создаст технологическую основу для трансфера образовательных инноваций между вузами и позволит вывести систему высшего образования России на более высокий уровень глобальной конкурентоспособности, ускорит трансформацию экономики страны в цифровую экономику знаний, а также будет способствовать построению открытого информационного общества.

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019