В Самарской области сформируют центр по развитию БАС

«Кадровый форум беспилотных авиационных систем 2025» организовало АНО «Университет 2035» совместно с правительством Самарской области. Он проходил 5-6 июня на площадке технопарка «Жигулёвская долина» и объединил производителей, заказчиков беспилотных авиационных систем и образовательные организации для обсуждения перспектив подготовки «беспилотных» специалистов.
Соглашение о сотрудничестве 6 июня на площадке форума подписали министр науки и высшего образования Самарской области Марк Шлеенков, ректор «Университета 2035» Дмитрий Кайсин, ректор Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаил Криштал и председатель совета директоров «Транспорт будущего Самара» Наталья Катина. Соглашение подразумевает развитие центра беспилотной авиации в Самарской области, в том числе – института беспилотной авиации на базе Тольяттинского государственного университета – во исполнение поручения Президента РФ.
– Это соглашение – возможность совершить новый «беспилотный рывок» в Самарской области, которая и так далеко продвинулась с точки зрения развития отрасли, – отметил Дмитрий Кайсин. – Теперь успехи можно закрепить. Центр беспилотной авиации позволит подготовить еще больше квалифицированных кадров, соревнования и фестивали помогут усилить интерес к сфере БАС среди местной молодежи. А совместная работа над цифровым реестром кадров для БАС позволит «Университету 2035» ускорить наполнение этой экосистемы и предоставить участникам рынка полезный инструмент для поиска сотрудников.
Проект концепции формирования в Самарской области Центра по развитию БА, в том числе создания Института БА, был подготовлен рабочей группой представителей ТГУ, Правительства Самарской области, «Университета 2035», группы компаний «Транспорт будущего», технопарка высоких технологий «Жигулёвская долина». Ректор ТГУ Михаил Криштал презентовал проект 5 июня на круглом столе «Создание и развитие региональных центров подготовки кадров для БАС». Он подчеркнул, что необходимо не просто получить независимость от иностранных технологий, оборудования и материалов, а обеспечить технологическое лидерство, основанное на опережающем обучении и высоком темпе смены технологий.
– Центр – это не одна организация и не одно отдельно стоящее здание – это, построенный по принципу экосистемной платформы кластер, локализованный преимущественно в масштабах всей Самарской области с высокой концентрацией его основных элементов в Тольятти. Он должен обеспечивать достижимость стратегической цели в масштабах страны, включая возможность широкого тестирования различных сценариев применения беспилотников, в том числе в рамках особого правового режима, – отметил Михаил Криштал. – Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, мы должны значительно превышать темп смены технологий в мире.
Именно такой центр уже формируется в Самарской области в Тольятти. Сегодня в производстве БАС участвуют 38 организаций региона. В том числе, предприятия группы компаний «Транспорт будущего», которые располагают производственными мощностями на порядок превосходящими показатели нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (их предполагалось достичь лишь к 2030 году).
– Эти компании производят более 60 % всех комплектующих для отечественных БАС. Для агропромышленного применения они закрывают текущую потребность в БАС на 100 %. Кроме того, наш регион – единственный, где в полном объёме реализован экспериментальный правовой режим для тестирования и внедрения новых сценариев применения БАС. Благодаря этому совершено уже более 15 тысяч полетов. Также пилотируются сценарии применения беспилотников во внутригородской логистике, здравоохранении и медицине катастроф, – говорит Михаил Криштал. – Таким образом в Тольятти сформировано крупнейшее в России массовое производство беспилотных авиационных систем.
Для новых проектов будущей экосистемы нужны инженеры-разработчики и те, кто обеспечит эксплуатацию беспилотников и всей требуемой инфраструктуры. В подготовке таких специалистов ведущая роль отводится Институту беспилотной авиации на базе ТГУ. Речь идёт не только об обучении, но и об участии в решении различных научно-технических задач с привлечением учёных и специалистов со всей страны.
– Институт беспилотной авиации – это образовательное, научно-инновационное и методологическое ядро Центра БА, – отметил ректор ТГУ. – Его основные направления работы – подготовка кадров; экспорт образования (в том числе для кадрового обеспечения предприятий отрасли в России и совместных предприятий за рубежом); научные исследования, разработки и инновации, включая проектирование новых сценариев применения беспилотников; реализация роли интегратора для запуска комплексных технологических проектов, требующих участия разнородных центров компетенций.
Преимущества ТГУ – как в географии, так и в опыте быстрой адаптации и развития. С одной стороны, вуз удобно расположен рядом с ключевыми партнёрами – «Транспорт будущего Самара» и НПЦ БАС «Самара», а также технопарком «Жигулёвская долина». С другой – компетенции ТГУ подтверждены успешной реализацией ряда программ развития, в том числе в рамках федеральных программ «Приоритет–2030» и «Передовые инженерные школы» национального проекта «Молодёжь и дети».
В прошлом году в университете введено в эксплуатацию новое здание Технопарка с двумя инновационными производствами. Технопарк вместе c НИИ прогрессивных технологий и образовательным институтом машиностроения включены в состав Передовой инженерной школы «ГибридТех», которую ТГУ создал совместно с АВТОВАЗом. Благодаря этому выстроена цепочка от фундаментальных и поисковых исследований к внедрению передовых разработок.
– Уже сейчас ТГУ реализует программу повышения квалификации сотрудников «Транспорт будущего Самара»: 27 человек проходят обучение по программе «Проектирование и эксплуатация БАС. Базовая инженерная подготовка («Инженерное училище»)». С сентября 2025 года объявлен набор бакалавров на программу «Проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов» в рамках направления «Электроника и наноэлектроника», – сказал Михаил Криштал. – На всех этапах формирования промышленного потенциала Тольятти инженерные кадры готовил именно наш вуз. Поэтому в культуре ТГУ – быстрая адаптация под требования заказчика и умение готовить инженеров-практиков.
Однако Михаил Криштал признает, что невозможно сформировать все необходимы отрасли БА компетенции в ТГУ. Институт БА выступит также проектным офисом для всего центра БА и, в том числе, займется интеграцией различных компетенций для решения задач обеспечения быстрой смены технологий и техсуверенита новой отрасли. Уже сегодня в Самарской области создаётся научный центр мирового уровня по интеллектуальным БАС. Он появится на базе ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева», ТГУ, ФАУ «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» и ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», а также компании «Транспорт будущего».
В течение трёх лет научному центру будет выделено 855 млн рублей из федерального бюджета. Соответствующее решение президиума Комиссии по научно-технологическому развитию РФ принято 31 мая 2025 года. Оно стало подтверждением тесной кооперации вузов региона и научных организаций страны в интересах отрасли БА. Научный центр станет важным элементом всего Центра по развитию БА в Самарской области, формируемого в рамках поручения президента России.
Проект концепции Центра по развитию БА получил одобрение участников круглого стола. Они отметили, что формирование в Самарской области такого центра, по сути, олицетворяет собой создание новой отрасли – отрасли БАС, открывающей новые возможности и перспективы. Но в то же время этот процесс, как и всё новое, сопровождается рядом проблем, которые требуют решения.
– Нужно понимать, что если небо завтра откроется, то население совершенно будет не готово взаимодействовать с беспилотниками, с дронами, и надо подключать кино, игры, анимацию, чтобы люди хотя бы на экранах видели ближайшее будущее, например, доставку посылок с маркетплейсов. То есть, люди должны это принять, привыкнуть и не бояться, – уверена руководитель направления промышленного дизайна «Университета 2035» Екатерина Чечиль.
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования России:
– Несомненно, предпосылки формирования в Самарской области Центра по развитию беспилотной авиации и института БА на базе ТГУ есть: и организационные, и нормативные, и образовательные. Самое главное - есть индустриальный партнёр, который формулирует заказ на подготовку кадров с определёнными компетенциями и квалификацией. Сейчас идет сборка этого проекта. Мы в активном диалоге и с регионом, и с заказчиком. Я думаю, если ресурсно ещё мы обеспечим этот проект, он имеет все шансы сбыться. Но даже в случае, если он не приобретёт какого-то огромного размаха, сам регион сегодня настроен стать центром, а это значит, ему потребуется мощная образовательная подпорка, и мы готовы её вместе создать. Проект создания института беспилотной авиации ещё необходимо доработать. Но потенциал у него большой. Сейчас перед ТГУ стоить задача «докрутить» проект концептуально, затем уже выходить на его защиту, чтобы получить необходимые для развития ресурсы.
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета:
– Подписание соглашения о сотрудничестве по подготовке кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС – очередной шаг в создании института БА при ТГУ. Мы договорились о том, что «Университет 2035» будет помогать ТГУ в решении сложной задачи по созданию Центра по развитию БА мирового уровня и Института БА – как одного из ключевых элементов этого Центра. Мы ждем от «Университета 2035» в том числе и методологическую поддержку – им накоплен серьёзный опыт в организации программ дополнительного образования, в том числе на основе соревновательных методик. У нас тоже в этой части есть ряд достижений. Мы почувствовали большой вкус к обучению, основанному на соревновательных проектах в рамках инженерно-спортивного проекта «Формула студент», который реализуется в ТГУ. Согласно международным рейтингам, сегодня это лучшая в России команда проекта «Формула студент». Мы знаем, как готовить инженерную элиту, а «Университет 2035» – как разрабатывать программы для подготовки специалистов в области БА. И, конечно, нас привлекает возможность использовать аналитику, которой в этой области владеет «Университет 2035». Поэтому я очень рад заключению этого соглашения. Мы очень быстро движемся к созданию института БА – он является тем самым недостающим звеном в Центре по развитию БА, который уже сейчас формируется в масштабах всей Самарской обл. Мы рассматриваем этот Центр как некий кластер организаций разработчиков и производителей беспилотников. Только по уровню задач, по масштабу влияния на отрасль он, конечно, как минимум федеральный, а по амбициям он претендует на мировое лидерство. И ему точно не хватает места, где обеспечивается подготовка кадров, причем сквозная. Это не только высшее образование, это и школа, и СПО, и ДПО, и даже детский сад. Это система наставничества и это сквозная проектная деятельность, основанная на решении реальных проектов от наших индустриальных партнёров.
162
просмотра