Работа ПИШ одобрена и будет расширена

Директор ПИШ «ГибридТех» Александр Селиванов сообщил, что в 2024 году передовой инженерной школой ТГУ выполнены все 12 заявленных показателей, в том числе по количеству разработанных программ опережающей подготовки и созданным специальным образовательным пространствам. Под образовательную модель ПИШ актуализированы 22 программы института машиностроения, 4 программы высшего образования и 3 программы повышения квалификации. В общей сложности на этих программах обучались более 800 студентов и более 200 слушателей, в том числе 42 инженера АО «АВТОВАЗ». До 2030 года будет запущено 18 образовательных программ. В частности, магистерские программы по полимерным материалам и технологиям запускаются в этом году впервые в Самарской области, отметил директор ПИШ.

Введён в эксплуатацию оснащённый современным оборудованием инновационно-технологический парк, где в 2024 году начато серийное производство по двум наукоёмким проектам – высокотехнологических ультразвуковых комплексов сварки и изделий медицинского назначения из магниевых сплавов для эндопротезирования. Производства открыты по заказам индустриальных партнёров ПИШ – АО «АВТОВАЗ» и ООО «МедТЭК», технологии разработаны в ТГУ и с непосредственным участием студентов университета. Всего в программе исследований и разработок ПИШ сегодня порядка 50 проектов, в том числе и научно-исследовательские проекты, которые финансирует непосредственно университет. Так, например, силами и на оборудовании ТГУ спроектированы и производятся окрасочные подвески и тележки для них на линии окраски АО «АВТОВАЗ».
– Также по заказу КАМАЗа выполнена разработка конструкторской документации тормоза усилителя для проекта КАМАЗ-54901 с последующей адаптацией и валидацией на весь модельный ряд автопроизводителя, – отметил Александр Селиванов. – В этом году мы намерены изготовить опытный образец и в партнёрстве с нашим индустриальным партнёром компании «Супер-авто» по проекту реинжиниринга 5- и 6-ступенчатой коробки передач. Планируем изготовить уже в ближайшие месяцы, затем отработать эту технологию на нашем участке.
На сегодняшний момент в работе у ПИШ находится 15 крупных тем НИОКР по автоматизации и роботизации производства. По словам Александра Селиванова, в августе будет сделана декомпозиция этих тем на проекты (8–10 проектов на 1 НИОКР), затем под эти проекты будут сформированы студенческие команды, и они с первых курсов будут их вести, контактируя с заказчиками, проходя практику и стажировку на конкретных производствах, обучаясь таким образом по программам «сквозной» инженерной подготовки. Тем самым к моменту выпуска становясь полностью готовыми к трудоустройству без традиционного «адаптационного переучивания» на производстве.
В 2024 году в структуру ПИШ в полном составе перешел институт машиностроения ТГУ. Также в 2024 году у школы появился новый индустриальный партнёр – АО «Тольяттиазот». В текущем году принято решение на базе двух институтов ТГУ создать институт машиностроения, химии и энергетики и включить его в состав передовой инженерной школы, чтобы эффективнее использовать инфраструктуру ПИШ и вовлечь в работу школы преподавателей института химии и энергетики.
– Поскольку в ПИШ основная направленность технологическая, мы разрабатываем гибридные комбинированные технологии, которые являются сквозными для целого ряда отраслей. Автомобилестроение, станкостроение, большая химия. Реорганизация позволит нам консолидировать научные исследования двух институтов, скооперироваться, – поясняет Александр Селиванов. – И расширить контингент обучающихся, которые могут трудоустраиваться в том числе и на АВТОВАЗ. Там тоже нужны химики – специалисты в области лакокрасочных материалов; технологии нанесения защитных производств, тонких покрытий на транспортные средства.
Институт машиностроения, химии и энергетики будет одним из самых крупных в структуре ТГУ. При этом планируется весь контингент института погрузить в реализацию проектной деятельности.
Координационный совет единогласно одобрил результаты деятельности ПИШ «ГибридТех» в 2024 году и первом полугодии 2025-го, а также план развития до конца текущего года.
– Несомненным достижением прошлого года является то, что мы отработали методологию проектно-ориентированной подготовки студентов. Это очень важно, потому что подготовка квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям, – основная задача ПИШ. А чтобы это было действительно ориентировано, очень важно подобрать те кейсы, над которыми будем работать. И вторым самым большим достижением прошедшего года я считаю то, что нам удалось выстроить стратегическую схему, которую мы можем масштабировать и развивать дальше. Мы определили два основных драйвера развития. Первое – это те технические направления, над которыми будем работать. И второе – как мы будем интегрировать выпускников Тольяттинского государственного университета в рамках ПИШ в эту деятельность. Чтобы готовить специалистов, которые будут целенаправленно вовлечены в проектную деятельность и понимать потребности Волжского автомобильного завода.
Сергей Аманов
главный конструктор АО «АВТОВАЗ», научный руководитель ПИШ «ГибридТех»
Сергей Аманов также отметил, что качество выпускников как специалистов по сравнению с прошлым годом повысилось, но есть ещё над чем работать. Впрочем, и не все, кто пришли работать на АВТОВАЗ, были интегрированы в ПИШ, а из тех, что были, – учились по системе ПИШ не с первых курсов. Динамичное развитие и вовлечение студентов с ранних курсов – вот залог того, что качество подготовки по выстроенной методологии будет повышаться.
Координационный совет рассмотрел и утвердил направления расходов софинансирования высокотехнологичных компаний-партнеров на поддержку программы развития ПИШ «ГибридТех», определил порядок выделения грантов студентам, осваивающим программы магистратуры («технологическая магистратура») и отобранным конкурсной комиссией для прохождения стажировки вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками. Рассмотрел вопрос технических правок, актуализирующих программу развития ПИШ.

Директор дирекции по работе с персоналом подразделений службы вице-президента по персоналу и социальной политике АО «АВТОВАЗ» Анатолий Солтанов рассказал о потребностях автозавода в притоке специалистов с высшим образованием – таковых требуется около 300 человек в год. Причем собственно инженеров из них – примерно половина; не менее нужны химики, экономисты, конструкторы, программисты... Поэтому успешный опыт работы ПИШ хотелось бы распространить и на другие специальности ТГУ, отметил Анатолий Солтанов. Со своей стороны, АВТОВАЗ как партнёр готов расширить участие своих сотрудников в подготовке кадров. Причём не только в работе со студентами – как рассказал Анатолий Солтанов, профориентационную работу надо проводить еще со школы, лучше начиная с 5–6-го класса, чтобы обеспечить сознательный выбор и понимание как будущей работы, так и вуза для обучения ей. Такая работа уже проводится АВТОВАЗом в подшефных школах, но одних экскурсий и презентаций мало – нужна вовлеченность подростков в производственный процесс. Например, по предмету «проектная деятельность» в старших классах вполне можно обеспечить участие школьников в проектах, которыми занимаются студенты в ПИШ ТГУ. Можно приглашать команды школьников в ТГУ и задействовать оборудование технопарка; можно оснастить в школах специальные инженерные классы – так и выстроится, в конечном итоге, система «сквозной» подготовки кадров, позволяющая молодым людям после окончания вуза приходить на производство уже действительно понимающими специалистами, которым не нужно ни переучивание, ни долгий срок вникания в работу.
– Так выстраивается эффективная профориентационная цепочка, когда школьник понимает и то, куда он хочет пойти работать, и то, куда он пойдёт учиться, и что именно через учёбу в конкретном университете он попадет в итоге на работу в конкретное предприятие, – объясняет ректор ТГУ Михаил Криштал. – Эта линия понятна уже многим, но вот как её эффективно выстроить?
Мы среди прочего вовлекаем школьников в студенческие проекты. Если студенческие проекты выполняются по заказу работодателя – то вот, цепочка уже фактически сформирована.
От руководителя АО «АСКОН» сегодня прозвучало предложение организовать сквозное обучение так, чтобы университет являлся хабом, а в школах создавались инжиниринговые классы, где могут выполнять отдельные элементы больших проектов, которые потом собираются уже в этом университетском хабе. Это нормально, это интересно. Но надо до конца понять, как это все профинансировать. Вопрос технический или финансово-организационный, а идея сама по себе очень здравая, и она, опять же, коррелирует с вовлечением школьников в реальную проектную деятельность студентов, которые выполняют проекты по заказу индустриального партнёра.
Напомним, федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году. Он направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. По итогам конкурсного отбора в 2023 году Тольяттинский государственный университет вошёл в число 50 вузов-участников проекта. В основе образовательной модели ПИШ – ранняя специализация и погружение обучающихся в реальную производственную среду: за весь период обучения предусмотрены производственное обучение в технопарке ТГУ, участие в нескольких проектах по заказу высокотехнологичных партнёров, а также практика и внеучебная стажировка на их базе.
Ректор ТГУ Михаил Криштал прокомментировал результаты координационного совета:
– Это уже третье заседание совета, и могу сказать, что раньше они проходили, может быть, более напряжённо. Потому что наши коллеги, индустриальные партнёры, ещё не чувствовали, как будет работать передовая инженерная школа и что она даст. Была вообще настороженность по отношению к самому проекту. Сейчас после доклада директора ПИШ все партнёры стали подтверждать успехи сделанного, подтверждать, что действительно это интересно и нужно продолжать дальше. Так же реагировали и министр науки и высшего образования РФ, и заместитель министра, когда посещали недавно наш технопарк, передовую инженерную школу – то есть чувствуется какое-то единодушие в положительной оценке динамики движения. С другой стороны, мы понимаем, что тут нельзя почивать на лаврах.

Цель ПИШ «ГибридТех» – решение фронтирной задачи создания комплекса гибридных и комбинированных технологий, оборудования и инструментального оснащения для их реализации, вклад в технологический суверенитет автомобилестроения и смежных отраслей, включая интегрированную с инжинирингом и исследованиями систему подготовки специалистов, способных разрабатывать новые технологии и изделия, создавать технологическое оснащение для их реализации.
103
просмотра