Кандидатские экзамены
Иностранный язык
Подготовка к экзамену
Для успешной сдачи экзамена необходимо выполнить следующее:
1. За день до экзамена до 9.00 (МСК+1ч) подготовить и выслать реферат на электронную почту кафедры «Теория и практика перевода» translation.tsu@gmail.com. Реферат включает:
- письменный перевод статей по теме диссертационного исследования или монографии по специальности общим объемом 15000 печатных знаков;
- терминологический словарь по теме диссертационного исследования (не менее 150 терминов).
2. За три рабочих дня до экзамена до 9.00 (МСК+1ч) выслать монографию по специальности или 5 статей по теме диссертационного исследования, опубликованных за последние 5 лет, для подготовки экзаменационного материала. Материалы направить на два электронных адреса: droplet@list.ru и onmatveeva@tltsu.ru.
Отобранные из материалов, представленных аспирантами, отрывки текста будут использованы в качестве 1-3 задания в экзаменационном билете.
3. В день экзамена подготовить чистые листы формата А4, ручку.
4. Продумать возможность отправки письменного ответа во время экзамена на почту кафедры теории и практики перевода translation.tsu@gmail.com (фото с телефона).
Структура экзамена
1. Чтение вслух отрывка текста по специальности на иностранном языке.
Объем: около 300 печатных знаков.
Время: 5 минут.
Форма проверки: чтение вслух предложенного отрывка на иностранном языке.
2. Письменный перевод с иностранного на русский язык отрывка из монографии по специальности или статей по теме диссертационного исследования со словарем (материалы для перевода предоставляются аспирантом или соискателем).
Объем: около 1200 печатных знаков.
Время для подготовки: 30 минут.
Форма проверки: письменный перевод предложенного отрывка на русский язык.
3. Устная реферативная передача на иностранном языке содержания отрывка из монографии по специальности или статей по теме диссертационного исследования без словаря (материалы предоставляются аспирантом или соискателем).
Объем: около 1500 печатных знаков.
Время для подготовки: 10 минут.
Форма проверки: передача содержания прочитанного на иностранном языке.
4. Беседа с членами экзаменационной комиссии на иностранном языке по теме диссертационного исследования.
Время для подготовки: 5 минут.
Форма проверки: устное высказывание на предложенную тему (монолог); беседа с экзаменатором на предложенную тему (диалог).
История и философия науки
В рамках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (прикрепленное лицо) представляет реферат по истории той области науки, по которой он проходит обучение по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Рефератом называется письменное изложение содержания ряда источников по той или иной научной проблеме, того или иного учения. Работа выполняется на определенную тему, включает обзор и самостоятельный анализ литературы по исследуемой проблеме.
Основная задача подготовки реферата – развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии определенной отрасли науки. Подготовка материала предполагает осмысление научной проблемы, объективное изложение ее сущности, основных вариантов решения, обоснование ее видения и решения, позволяющие проявить способности к научному творчеству.
В ходе работы над рефератом аспирант приобретает более глубокие представления об истории науки, ее проблемах и методологических аспектах научного познания. Автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.
Аспирантам (прикрепленным лицам) предлагается обширная тематика рефератов с учетом особенностей философско-методологических проблем гуманитарных, естественнонаучных, физико-математических, технических специальностей, а также отражающая наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы курса.
Основные этапы работы над рефератом
- Выбор темы реферата.
- Обсуждение и согласование темы с научным руководителем, и преподавателем дисциплины «История и философия науки».
- Утверждение тем рефератов по дисциплине «История и философия науки» приказом проректора по учебной работе.
- Работа над текстом реферата.
- Представление реферата в электронном виде преподавателю, который ведет дисциплину «История и философия науки», не позднее, чем за месяц до сдачи кандидатского экзамена.
- Проверка реферата преподавателем, который ведет дисциплину «История и философия науки».
- Внесение исправлений в текст реферата на основе замечаний.
- Представление реферата в бумажном варианте на кафедру «История и философия» (УЛК-715).
- Оценка реферата преподавателем, который ведет дисциплину «История и философия науки».
Критерии оценки реферата
Оценка «зачтено». Реферат соответствует основным требованиям по содержанию, объему, структуре, по оформлению текста и списка литературы. При несоблюдении требований реферат возвращается с замечаниями автору.
Оценка «не зачтено». Реферат не соответствует основным требованиям:
- к содержанию (например, материал не соответствует названию; текст представляет собой фрагмент только из одного источника);
- оформлению (например, нет сносок, недостаточный список литературы, язык реферата не является научным).
Оценка «зачтено» является допуском к кандидатскому экзамену. В случае отсутствия к дате сдачи кандидатскому экзамена проверенного реферата с оценкой «зачтено» аспирант не допускается к экзамену по дисциплине.
Технические науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Проблема смысла и сущности техники |
2 |
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества |
3 |
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники |
4 |
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика |
5 |
Проблемы гуманизации и экологизации современной техники |
6 |
Возникновение технологии как системы знаний о производстве в конце XVIII – начале XIX в. |
7 |
Становление и развитие инженерного образования в XVIII–XIX вв. |
8 |
Классическая теория сопротивления материалов – от Галилея до начала XX в. |
9 |
Создание теоретических основ радиотехники. Идеи и достижения отечественных исследователей |
10 |
История радиолокации и инженерные предпосылки формирования кибернетики |
11 |
Создание транзистора и становление научно-технических основ микроэлектроники |
12 |
Формирование системы новых фундаментальных, прикладных и технических дисциплин в атомном проекте СССР |
13 |
Системное проектирование и развитие системотехнических знаний в XX в. |
14 |
Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики |
15 |
Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг |
16 |
Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая |
17 |
Компьютерная этика, инженерия знаний и проблемы интеллектуальной собственности |
18 |
Философско-историческая проблема взаимосвязи научно-теоретического и инженерно-технического знания |
19 |
Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта в истории и философии науки |
20 |
Системный подход и методология инновационного развития науки и техники |
21 |
Проблемы оценки научно- технических достижений и открытий |
22 |
Понятие техносферы. Закономерные формы и тенденции развития техносферных процессов |
23 |
Современные подходы к прогнозированию развития техники и технологии |
24 |
Основные понятия инноватики и закономерности инновационного развития производства |
25 |
Законы технико- технологической эволюции, их использование в поисковой и изобретательской деятельности |
Естественные науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Исторические этапы развития химии |
2 |
Становление учения о химических элементах (Р. Бойль, Д. Дальтон, Д.И. Менделеев) и его дальнейшее развитие |
3 |
Место химии в системе естественных наук |
4 |
Сущность и основные положения структурной химии (Ш. Жерар, А. Кеккуле, А. Купер, А.М. Бутлеров) |
5 |
Структурные и эволюционные теории как ступени развития химии |
6 |
Химия в системе культуры |
7 |
Концепция самоорганизации и синергетика |
8 |
Этапы эволюции концептуальных систем химии |
9 |
Ступени исторического развития химии как науки |
10 |
Ранние формы учений об элементах: теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия, кислородная теория (А.Л. Лавуазье) |
11 |
Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и её философское значение |
12 |
Учение о молекуле (исторический аспект) |
13 |
Кинетические теории в химии |
14 |
Этапы физикализации химии: проникновение физических идей в химию; построение физико-химических теорий; редукция основных разделов химии к физике |
15 |
Главные этапы в развитии химии высокомолекулярных соединений |
16 |
Перспективы развития химических наук |
Педагогические науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Предмет и функции философии образования |
2 |
Междисциплинарные связи философии образования |
3 |
Образование в античности |
4 |
Особенности образования в период Средневековья |
5 |
Формирование научного базиса образования в эпоху Нового времени |
6 |
Образование в контексте классической науки |
7 |
Модель образования в эпоху Просвещения |
9 |
Педагогические системы эпохи Просвещения |
10 |
Формирование российского образования в период Просвещения |
11 |
Российское школьное образование в Х1Х веке |
12 |
Проблема воспитания нового человека в педагогическом наследии русских революционеров-декабристов XIX века |
13 |
Российское высшее образование в Х1Х веке |
14 |
Образование в контексте неклассической картины мира |
15 |
Образование в условиях массового общества |
16 |
Начальный этап формирования образования в советский период |
17 |
Система образования в постсоветский период |
18 |
Проект Новой школы и его реализация в России |
19 |
Направления реформирования школьного образования в современной России |
20 |
Болонский процесс и его последствия |
21 |
Направления реформирования высшего образования в современной России |
22 |
Подготовка научных кадров в современной России |
23 |
Развитие образования в постиндустриальном обществе |
24 |
Развитие научных исследований в высших учебных заведениях |
25 |
Подходы к обучению в современном обществе |
26 |
Образование в информационном обществе |
27 |
Модели инновационного образования в современной мире |
28 |
Проблемы образования конца XX – начала XXI века |
Юридические науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Исторические этапы становления авторского права |
2 |
Естественно-научные методы в гражданском праве |
3 |
Идеи и концепции развития центральных органов исполнительной власти в XV – XIX вв |
4 |
Идея народного представительства в работах русских правоведов XIX – XX вв |
5 |
История формирования конкурентного права Российской Федерации |
6 |
История французского конституционализма XVIII века |
7 |
Коллизионные вопросы денежных обязательств в отечественной литературе конца XIX века –первой половины XX века |
9 |
Концепция разделения властей и ее реализация в государственном механизме США |
10 |
Концепция устойчивого развития и роль особо охраняемых территорий в ее реализации |
11 |
Понятие и содержание государственного суверенитета: историко-философский аспект |
12 |
Понятие обязательств в римском праве |
13 |
Права и свободы личности в концепциях правового государства |
14 |
Правовое учение Л.И. Петражицкого |
15 |
Развитие концепции формирования Европейского союза (XIX века – первая половина XX века) |
16 |
Развитие в России научных концепций правового регулирования иностранных граждан |
17 |
Развитие правовых взглядов о природе преступления в уголовном праве России XIX в. |
18 |
Становление и развитие института материальной ответственности работника по трудовому законодательству |
19 |
Теоретические истоки российской теории государственной безопасности |
20 |
Теория юридического лица: прошлое и настоящее |
21 |
Теория социального государства в истории политико-правовой мысли |
Экономические науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Метод моделирования и его значение для экономики |
2 |
Методологические аспекты в «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова |
3 |
Философия хозяйства как предмет научного исследования |
4 |
Диалектический метод в социально-экономическом познании |
5 |
«Хозяйственная этика» в религиозном учении М. Вебера |
6 |
Методологические аспекты философии экономики |
7 |
Системный подход в управлении качеством продукции |
9 |
«Тектология» А.А. Богданова и проблемы самоорганизации в экономике |
10 |
Философско-правовые аспекты хозяйственной деятельности |
11 |
Методология стратегического планирования |
12 |
Принципы позитивизма в социально-политических и экономических исследованиях |
13 |
Синергетические аспекты управления человеческими ресурсами |
14 |
Философские принципы современных концепций маркетинга |
15 |
Структура рисков в контексте глобальных проблемах техногенной цивилизации |
16 |
Историческое развитие учений о цене и стоимости (XVIII – XXI в.в.) |
17 |
Адам Смит и либеральная рыночная экономическая теория |
18 |
Теория стоимости в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли |
19 |
Теория денег в классическом и неоклассическом направлениях экономической мысли |
20 |
Немецкая историческая школа и ее эволюция в XIX века |
21 |
Трактовка политической экономии как науки о национальном, социальном хозяйстве |
Психологические науки
№ п/п |
Темы |
1 |
Возникновение и развитие ассоциативной психологии |
2 |
Исторические развитие концепций бихевиоризма |
3 |
Гештальтпсихология и ее роль в возникновении и развитии когнитивной психологии |
4 |
Психоанализ: история и современность |
5 |
Психоанализ в России |
6 |
Модификация глубинной психологии во второй половине ХХ века |
7 |
Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе |
9 |
Культурно-исторический подход в социологии |
10 |
Понимающая психология В. Дильтея |
11 |
Гуманистическая психология XX века |
12 |
Когнитивная психология ХХ века |
13 |
Теория поля К. Левина |
14 |
Псхотерапевтическая теория личности В. Франкла |
15 |
Гуманистическая теория личности К. Роджерса |
16 |
Культурно-историческая теория психики Л.С. Выготского |
17 |
Проблема психологии познания в трудах А.Р. Лурии |
18 |
Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева |
19 |
Современная психология: разнообразие предметов изучения и направлений |
20 |
Проблема развития методов психодиагностики |
21 |
Развитие практической психологии образования в России в ХХ веке |
Исторические науки и археология
№ п/п |
Темы |
1 |
Провиденциализм как теоретическая основа исторических произведений Средневековья |
2 |
Развитие исторической науки в эпоху Возрождения |
3 |
Позитивистская традиция в концептуализации истории исторической науки |
4 |
Концепция прогресса на различных этапах исторической науки |
5 |
Философия истории. Г.В.Ф. Гегель и ее влияние на развитие исторической науки |
6 |
Гегельянство как основа исторической концепции С.В. Соловьева |
7 |
Позитивизм и неокантианство в исторических трудах С.О. Ключевского |
9 |
Марксистская материалистическая доктринах в трудах историков начала XX столетия |
10 |
Дискуссии об общественно-экономических формациях в советской исторической науке |
11 |
Б. Кроче «Теория и история историографии»: соотношение жизни и реальности |
12 |
Историческая концепция Л.Н. Гумилева. Проблема евразийства |
13 |
Проблемы генезиса русского феодализма в советской исторической науке |
14 |
«Новая историческая наука»: парадигмы и концептуальные особенности |
15 |
Концепции цивилизации в отечественной историографии |
16 |
Концепции цивилизации в западной историографии |
17 |
Модели модернизации в освещении российской историографии |
18 |
Модели модернизации в освещении западной историографии |
19 |
Проблема специфичности исторического пути России |
20 |
Историческое сознание и историческая наука в ситуации постмодернизма |
21 |
Особенности развития истории во второй половине ХХ века |
В билете 3 вопроса.
Первые два вопроса в билете выбираются из 45 вопросов, общих для всех научных специальностей.
Третий вопрос – из списка, соответствующего области наук (технические, естественные, социальные и гуманитарные), по которой обучается аспирант.
№ п/п |
Вопросы для всех специальностей |
1. |
Особенности философского и научного познания |
2. |
Наука как социальный институт |
3. |
Предмет философии науки, его эволюция |
4. |
Сущность познавательной деятельности. Знание и вера |
5. |
Философские проблемы истины и способы их решения в науке |
6. |
Научные знания в период Античности |
7. |
Особенности научных знаний периода Средневековья |
8. |
Развитие научных знаний в эпоху Возрождения |
9. |
Становление классической науки в эпоху Нового времени |
10. |
Наука в период промышленной революции в XIX веке |
11. |
Проблемы самобытности русской науки |
12. |
Ломоносов М.В. о теоретических и методологических принципах науки |
13. |
Герцен А.И. о философии и науке |
14. |
Вклад Менделеева Д.И. в теоретическую и прикладную науку |
15. |
Вернадский В.И. о научном мировоззрении |
16. |
Многообразие интерпретаций русского космизма |
17. |
Характеристика этапов развития науки: классический, неклассический, постнеклассический |
18. |
Основные тенденции развития современной науки |
19. |
Становление советской науки |
20. |
Российская наука в конце 20 века |
21. |
Российская наука на современном этапе |
22. |
Основные концепции позитивизма |
23. |
Особенности позитивизма в России в 19 веке |
24. |
Основные философские школы неопозитивизма |
25. |
Становление и развитие постпозитивизма |
26. |
Философии науки К. Поппера |
27. |
Эволюционная эпистемология К. Поппера |
28. |
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса |
29. |
Концепция динамики науки Т. Куна |
30. |
Методологический анархизм П. Фейерабенда |
31. |
Концепция философии науки Ст. Тулмина |
32. |
Значение личностных знаний для развития науки М. Полани |
33. |
Научное знание как система. Идеалы и нормы научного знания |
34. |
Научный метод как проблема философии |
35. |
Эмпирическое познание и его методы |
36. |
Теоретическое познание и его методы |
37. |
Научный факт, научный закон как формы научного познания |
38. |
Теория как форма научного познания |
39. |
Гипотеза как форма научного познания. Виды гипотез |
40. |
Понимание и объяснение в методологии научного познания |
41. |
Метод моделирования в современной науке |
42. |
Картина мира как объект философии науки |
43. |
Значение науки для развития культуры |
44. |
Этика науки. Проблема социальной ответственности ученых |
45. |
Социокультурные факторы развития науки |
№ п/п |
Вопросы. Технические науки |
1. |
Техника как социокультурный феномен |
2. |
Техника как предмет философского исследования |
3. |
Генезис и основные этапы развития техники |
4. |
Проблема взаимоотношения науки и техники |
5. |
Технический оптимизм и технический пессимизм. Перспективы и границы технической цивилизации |
6. |
Специфика технических наук. Их место в системе научного знания. Дисциплинарная организация |
7. |
Специфика отношения теоретического и эмпирического в технических науках |
8. |
Эволюция технических наук |
9. |
Философские аспекты технической рациональности |
10. |
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом |
11. |
Проблема комплексной оценки последствий техники в жизни общества и человека |
12. |
Этические проблемы науки и техники |
13. |
Проблема гуманизации и экологизации техники |
14. |
Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития цивилизации |
15. |
Понятие «технология» в философии техники |
№ п/п |
Вопросы. Естественные науки |
1. |
Проблемы соотношение пространства и времени и их осмысление в философии |
2. |
Философские аспекты теории относительности |
3. |
Значение диалектики и метафизики для развития естественных наук |
4. |
Науки о природе в системе наук: интеграция и дифференциация |
5. |
Эволюция физической картины мира и онтологии физического знания |
6. |
Значение разработки категории «материя» для естественных наук |
7. |
Концепции детерминизма и индетерминизма в естествознании |
8. |
Системный подход в науках о природе |
9. |
Философские проблемы термодинамики открытых неравновесных систем |
10. |
Философские аспекты синергетики |
11. |
Проблема объективности в современном естествознании |
12. |
Математика как язык естественных наук |
13. |
Проблемы моделирования как средства познания реальности |
14. |
Применение информационных технологий в современном естествознании |
15. |
Значение естественных наук для решения глобальных проблем человечества |
№ п/п |
Вопросы. Социальные и гуманитарные науки |
1. |
Аналитическая философия: традиции и современность |
2. |
Феноменологическая философия: круг проблем и подходы к их освоению |
3. |
Глобализация как парадигма современного социального мира: экономические, политические, культурные аспекты |
4. |
Философские аспекты изучения менталитета и ментальности |
5. |
Специфика философского изучения человека. Предмет и задачи философской антропологии. |
6. |
Философия о сущности человека: философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм |
7. |
Понятия «коллективная память» и «историческое сознание». Их значение для современного общества |
8. |
Современные концепции общественного прогресса |
9. |
Философия образования: основные проблемы, функции и задачи |
10. |
Культура и цивилизация как феномены исторического развития |
11. |
Гражданское общество как объект философского анализа |
12. |
Философская аксиология и её отражение в классических и современных доктринах |
13. |
Значение традиций и инноваций в развитии современного общества |
14. |
Роль университетов в формировании научных и образовательных традиций. Понятие «научная школа» |
15. |
Особенности гуманитарных и социальных наук. Понятие «социальная технология» |