Жить в предлагаемых обстоятельствах
892cf47f8cf17b4eb4c8bdf63be13716.jpg
Функциональная грамотность – способность использовать знания для быстрого решения задач в различных жизненных ситуациях. В отличие от элементарной грамотности, это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в социуме и в конкретной культурной среде.
По словам Светланы Татарницевой –заведующей кафедрой «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» – организатора круглого стола в Точке кипения опорного ТГУ – запрос на обсуждение темы поступил от тольяттинских учителей. Соорганизатором круглого стола выступило сетевое методическое объединение учителей иностранного языка г. Тольятти.
– Сейчас наблюдается большой разрыв между тем, что дети видят и что они способны проанализировать. По большей части они готовы воспринимать информацию, но никаким образом её не продуцировать. Развитие функциональной грамотности необходимо школьникам как минимум для ориентации в любых текстах, которые они видят перед собой, – рассказала учитель английского языка школы №32 Анна Мерзлякова.
Светлана Татарницева отметила, что «болевой точкой» является пресловутое «клиповое мышление» современных детей, которое не позволяет им в полной мере усваивать информацию: «Многие дети, к сожалению, видят только фрагменты целостной картинки реальной жизни. Например, читают в интернете о вакцинации разные, иногда противоречивые источники. В итоге не всегда могут из разных текстов выделить общую мысль, правильно её интерпретировать и сделать полезный для себя вывод».
По мнению участников круглого стола, действенными инструментами повышения функциональной грамотности могут стать адаптация учебных текстов – их упрощение и дополнение пояснениями – а также использование инфографики. Педагоги уверены, что трансформировать тексты в инфографику не помешает и самим школьникам. Так ребята научатся не только интерпретировать, но и глубже осмысливать информацию. Все названные инструменты учителя уже используют на уроках, правда, часто интуитивно и не всегда системно.
– Сегодняшняя встреча была необходима и показала нам слабые и сильные стороны в развитии функциональной грамотности у школьников. Мы поняли, куда двигаться дальше, – призналась учитель английского языка школы № 41 и председатель городского сетевого методического объединения учителей иностранных языков Тольятти Надежда Стоколяс.
Планируются ещё не менее двух встреч в этом году: весной, в мае, и осенью. На ближайшем круглом столе педагоги снова углубятся в теорию формирования функциональной грамотности и определят источники для создания материалов практического пособия для школьников.
Текст: Анна Кокнаева
47
просмотров