01 ноября 2025 Новости науки

Вибрация под контролем: есть экспресс-метод оценки

Быстрый, недорогой и точный метод оценки вибрационной безопасности труда на технологическом транспорте разработан в Тольяттинском государственном университете. Предложение уже внедряется на АВТОВАЗе для оценки вибрации автомобилей НИВА.
Вибрация под контролем: есть экспресс-метод оценки

Работники промышленных предприятий, занятые управлением различных транспортно-технологических средств, подвергаются воздействию вибрации, передающейся через кузов и элементы рулевого управления, что может оказывать вредное влияние на здоровье человека. Для оценки вибрационной опасности рабочего места на производствах применяются органолептические (попросту – на слух и на ощупь) и инструментальные методы контроля. Органолептическая оценка заведомо субъективна и требует перепроверок, а инструментальные методы, регламентируемые нормативными документами, связаны с применением сложного дорогостоящего измерительного оборудования, к тому же процесс исследования довольно длителен. Методики исследования вибрации транспортно-технологических средств являются трудоёмкими, к тому же для них необходимы квалифицированные специалисты в области виброакустики. А нормативные документы устанавливают периодичность проверки вибрационного состояния рабочего места раз в год, что не всегда является оптимальным сроком.

Однако разработанная доцентом института инженерной и экологической безопасности ТГУ Игорем Дерябиным экспресс-оценка позволяет оперативно определять вибрационно-дефектные транспортные средства.

– Метод заключается в оперативном инструментальном контроле уровней виброускорений на салазке сидения водителя, – объясняет Игорь Дерябин. – Для этого используется двухосевой акселерометр, закрепляемый на салазке сидения, и двухканальный виброанализатор.

Методика предварительно проверена на АО «АВТОВАЗ»: для исследования были отобраны 15 грузовых автомобилей ВИС 2346 (бортовой автомобиль с грузоподъемностью 500 кг) с пробегом от 2000 км до 75000 км, участвующих в транспортно-складских операциях в различных производствах автогиганта. При этом два автомобиля имели уже выявленный повышенный уровень вибрации. Основной рабочий режим движения автомобилей – на второй и третьей передаче коробки переключения передач при скорости 30-40 км/ч (такая рабочая скорость установлена на территории предприятия). В качестве оценочного параметра вибрации на рабочем месте принималось эквивалентное корректированное среднеквадратичное ускорение за период измерений, составляющий 120 с, в частотном диапазоне 5-1000 Гц. Полученные в исследовании параметры вибрации характеризуют влияние на вибронагруженность рабочего места работника элементов двигателя и трансмиссии транспортного средства. В качестве акселерометра использовался трехкомпонентный датчик виброускорений тип 356А02, фирмы «PCB». Для регистрации сигнала и последующего выполнения спектрального анализа применялись система сбора сигналов SCADAS Mobile, тип SCM2Е05, фирмы SIEMENS и ноутбук, поддерживающий работу пакета программ LMS Test.Lab.

– По результатам измерений выявлено, что основной вклад в общий уровень вибрации вносят составляющие виброускорений по вертикальной оси кресла Z и поперечной оси Y, – объясняет Игорь Дерябин. – Измеренные значения находятся в диапазоне 0,6 - 1,2 м/с2. При этом зарегистрированные значения уровней виброускорений автомобилей с ощущаемой работниками повышенной вибрацией не отличаются от уровней виброускорений других исследуемых автомобилей, в которых вибрация субъективно не отмечена.

Для возможности выявления таких автомобилей был выполнен узкополосный спектральный анализ максимальных среднеквадратичных значений виброускорений по направлениям Z и Y в диапазоне частот 5 – 200 Гц. По результатам анализа полученных данных измерений отмечены повышенные значения уровня виброускорений в машинах, уже ранее отмеченных экспертами, как имеющие повышенную вибрацию.

Вывод – для оценки вибрационного состояния рабочего места работника, управляющего транспортно-технологическим средством, в качестве измерительных средств достаточно применения двухосевого датчика ускорения и виброанализатора с двумя измерительными каналами. Тест осуществляют на ровном, прямолинейном, безопасном для движения участке дороги. В процессе тестовых исследований посредством виброанализатора регистрируют определённые акселерометром максимальные уровни виброускорений в частотном диапазоне 5 - 200 Гц, после завершения тестового заезда выполняют сравнение зарегистрированных значений c реперными данными (величиной предельно допустимого уровня виброускорений, выявленной в процессе заблаговременно проведённых испытаний доверительной выборки «вибрационно исправных» транспортных средств). Если в испытуемом автомобиле уровень не больше, его классифицируют как имеющий допустимый уровень вибрации, если условие не выполнено – надо проводить полноценную оценку вибрационной безопасности рабочего места.

– Уже проведены исследования уровней общей и локальной вибрации на рабочих местах водителей грузовых автомобилей на дорогах общего пользования (акселерометры монтировались на полу, сидении, рулевом колесе и рукоятке коробки переключения передач), – рассказывает Игорь Дерябин. – По результатам исследования выявлены повышенные уровни вибрационных параметров. Также по результатам аттестации рабочих мест работников лесной промышленности, обеспечивающих вывозку леса, отмечено превышение общей вибрации предельно допустимых значений и установлен класс условий труда 3.2. Исследовалась и вибрационная нагрузка сидения водителя автомобиля КамАЗ-43255 (регистрировались виброускорения в точке измерений по трем координатным осям, на различных скоростях движения автомобиля). Анализ результатов показал зависимость уровней вибрации от скорости автомобиля, зарегистрировано превышение нормируемых значений в диапазоне частот 3,15-4 Гц на всех исследуемых скоростях. Повышенная вибрация в данном частотном диапазоне указывает на недостаточную способность системы подрессоривания автомобиля гасить колебания, передаваемые от дорожных неровностей.

Предложенный метод исследования вибрационной безопасности применим не только к рабочим местам работников промышленных предприятий, занятых управлением транспортно-технологических средств, но и при оценке условий труда трактористов, комбайнеров, водителей. Экспресс-оценка вибрационной безопасности позволит заблаговременно определять рабочие места с повышенной вибрацией, своевременно принимать соответствующие технические меры по устранению неисправностей, что приведет к улучшению условий труда работников.

Работа проведена в рамках реализации федеральной программы государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030» национального проекта «Молодежь и дети».

Статья Игоря Дерябина «Экспресс-оценка вибрационной безопасности труда работников промышленных предприятий, занятых управлением транспортно-технологических средств» будет опубликована в 10-м номере журнала «Безопасность труда в промышленности» (включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, сформированный ВАК Минобрнауки России).

87

просмотров

Читайте также

все

Пластик, тише! Новое решение против шумных авто

Транспортный шум можно уменьшить сразу на несколько процентов, если при конструкции автомобилей прим...

«Умная химера»: как исследователи превращают яд в лекарство

Учёные из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Тольяттинского государственно...

Сотрудникам ТГУ доступна база данных о патентах

Необходимую информацию о патентах сотрудники и студенты Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) могут п...

Умный «сторож» для силовых трансформаторов создан в ТГУ

Группа учёных Тольяттинского государственного университета разработала уникальный способ защиты сило...

Первокурсникам ТГУ открыли мир научных исследований

Около 300 студентов стали участниками нетворкинга «Жизнь в стиле науки», который прошёл в Тольяттинс...

Стань целевым аспирантом ТГУ

Объявлен предварительный конкурсный отбор претендентов на обучение по программам подготовки научных...

ТГУ представил инженерные разработки для Армии России

Ультразвуковой хирургический прибор, созданный в Тольяттинском госуниверситете, презентовали на XIII...

445020, Самарская область, Тольятти, Белорусская ул.,14

+7 (8482) 44-94-24
44-94-44

Пн-пт: 8:15-17:00 (перерыв: 12:30-13:15)

office@tltsu.ru