06 марта 2023

В Тольятти разработали дизайн-код туристического центра города

В проекте приняли участие специалисты центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ и агентства стратегического брендинга «Б5»
В Тольятти разработали дизайн-код туристического центра города

Дизайн-код разрабатывался по заказу администрации Тольятти. Город планирует участвовать во Всероссийском конкурсе на лучший проект туристского кода центра города в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». И разработка дизайн-кода – одно из требований конкурсной документации. В случае победы Тольятти получит в 2024 году из федерального бюджета более 200 млн рублей на создание привлекательной туристической среды.

Презентация дизайн-кода состоялась 1 марта в Точке кипения Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Обсудить будущий облик туристической зоны Тольятти собрались представители администрации города, предприниматели, дизайнеры, архитекторы, общественники.

Всероссийский конкурс лучших проектов туристского центра города проводится Ростуризмом для формирования в российских городах удобных для туристов территорий, где будут объединены ключевые достопримечательности и места отдыха. Это поможет повысить туристическую привлекательность регионов и простимулирует развитие смежных с туризмом отраслей – общественного питания, транспорта, торговли. Именно такие центральные общественные пространства и должны получить свой дизайн-код – единое стилистическое оформление.

 

Артур Абдрашитов

– Как правило, говорят об исторических центрах городов. Это понятный для многих термин. Но благодаря реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» во многих городах страны появится такое понятие, как «туристический центр». Где-то туристический центр станет частью исторического центра, где-то будет превосходить по масштабу, а где-то вообще будет формироваться без какой-либо привязки к старой застройке, – говорит министр туризма Самарской области Артур Абдрашитов. – Увидеть туристический центр в городе Тольятти было непростой задачей. Мы понимали, что в Тольятти существуют три достаточно больших района, и выделить отдельную территорию в качестве туристического центра было сложно. Однако нам с коллегами это удалось.

Дизайн-код города или его отдельных районов – это набор чётких правил, которые помогают сформировать комфортную и неагрессивную городскую среду, улучшают архитектурный облик города и избавляют его от визуального мусора, например, слишком ярких рекламных конструкций. Своего рода это инструкция по определению внешнего вида города.

Туристическим центром Тольятти стала территория между улицами Спортивной, Революционной, Свердлова и проспектом Степана Разина. Это так называемый линейный центр, отмеченный изначально в градостроительной документации при проектировании Автозаводского района Тольятти. На этой площади находятся значимые культурные и исторические объекты советского модернизма (дворец спорта «Волгарь», Культурный Центр «Автоград» и т. д.). Помимо этого, здесь же расположены уникальные монументы, спроектированные специально для Тольятти: скульптурная композиция «История транспорта» и стела-панно «Радость труда».

 

Фасад дома быта «Орбита»: текущее состояние (вверху) и планируемое оформление (внизу)

– В последнее время много инициатив, идей генерируется в Тольяттинском государственном университете. Мы слаженно стали работать с администрацией Тольятти, с общественностью. Университет стал выполнять консолидирующую роль в выработке стратегии, формировании направлений развития города и городской среды, – подчёркивает ректор ТГУ Михаил Криштал. – Недавно я посмотрел фильм «Феномен», созданный сотрудниками телестудии ТГУ в 2000 году. Вспомнил, как выглядел Тольятти в конце 1990-х и что тогда о нём думали и говорили его жители. Тогда у города вообще не было лица. Точнее, это было лицо городской окраины при заводе. Сегодня Тольятти существенно изменился в лучшую сторону. Изменились люди и их отношение к городу. Надеюсь, что именно обсуждение дизайн-кода города даст толчок к развитию, к тому, чтобы город привёл себя в порядок. У нас красивый город и у него большой потенциал.

Предложенная архитекторами и дизайнерами концепция дизайн-кода предполагает регламентацию вывесок на торговых центрах, различных указателей, а также изменение дизайна малых архитектурных форм и остановочных павильонов, уличных кафе. Все они будут приведены в соответствие с общей стилистикой туристического центра. Директор центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова отмечает, что единое стилистическое решение сделает туристический центр более привлекательным не только для гостей, но и для самих тольяттинцев.

 

Мария Степанова и Пётр Щербанос

– Даже минимальные изменения в облике города, минимальное благоустройство территории сразу же притягивает людей, трафик увеличивается, что можно использовать в коммерческих целях, – отмечает Пётр Щербанос, креативный директор агентства «Б5». – Одна из особенностей туристического центра Тольятти в том, что за многие годы эта территория обросла коммерцией. И дизайн-код можно рассматривать как стратегический инструмент гармоничного объединения коммерческой составляющей территории с её социальной привлекательностью. Сейчас тольяттинцы приходят сюда, чтобы пройти по магазинам, но не для прогулок. Человеку тяжело находиться в туристическом центре из-за огромного визуального шума от рекламы. Дизайн-код поможет снизить этот шум.

В настоящее время администрация Тольятти совместно с министерством туризма Самарской области формируют заявку на участие в конкурсе Ростуризма. Представить её необходимо до 1 июля 2023 года.

По словам Николая Ренца, независимо от результатов конкурса Ростуризма дизайн-код будет постепенно воплощаться в жизнь в соответствии с разработанной и затем утверждённой концепцией.

 

Николай Ренц

– Разработка дизайн-кода туристического центра – ещё один шаг к тому, чтобы у Тольятти появилось своё лицо. Мы с большим вдохновением вели эту работу. И я признателен команде центра урбанистики ТГУ, они представили интересное видение дизайн-кода Тольятти, – отметил Николай Ренц. – Очень хочется, чтобы Тольятти приобрёл совершенно уникальное узнаваемое лицо, свой лоск, своё очарование. Чтобы город вызывал яркие и сильные ассоциации, в том числе и у его жителей. На это потребуется немало времени, но важно, чтобы у Тольятти была не только промышленная история, но и история культурная, художественная. На это денег не жалко.

Предполагается, что внедрение дизайн-кода в туристическом центре Тольятти будет проходить поэтапно, в течение нескольких лет. Он не будет распространяться на территории, в дизайн которых уже заложены определённые идеи. Как, например, на набережной Автозаводского района или в сквере 50-летия АВТОВАЗа.

 

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019