В ТГУ выявили проблемы в подготовке лучших инженеров

Преподаватели центра машиностроения Тольяттинского государственного университета (ТГУ) проанализировали опыт внедрения проектного обучения в подготовку инженеров. Специалисты выяснили, что нравится студентам в такой форме обучения, что их мотивирует, какие есть проблемы. Статья по итогам исследования опубликована в высокорейтинговом научно-педагогическом журнале «Высшее образование в России».
В ТГУ выявили проблемы в подготовке лучших инженеров

Директор центра машиностроения ТГУ Александр Бобровский, руководитель проекта Екатерина Чижаткина, доцент Марина Бажутина и кандидат технических наук Алексей Зотов впервые проанализировали образовательную модель, в «ядре» которой находится обучение постоянно действующей студенческой инженерной команды – участника международных инженерно-спортивных соревнований Formula Student.

Проект «Формула Студент ТГУ» в центре машиностроения – единственная в университете образовательная практика, в которой организовано круглогодичное проектное обучение команды, состоящей из студентов как инженерных, так и социогуманитарных направлений. В российских вузах сейчас реализуется несколько типов проектного обучения: модели, ориентированные на образовательный результат, на проекты, на получение конкретного продукта для внешнего заказчика. В ТГУ проектное обучение ориентировано на формирование компетенций и одновременно – на получение проектного результата. Это может служить примером для совершенствования проектного образования в российских инженерных вузах.

Развитие данной образовательной модели начинает отсчёт с конца 2007 г., когда для участия в соревнованиях Formula Student был сформирован первый состав студенческой инженерно-спортивной команды Togliatti Racing Team. До осени 2017 г. в проектное обучение была вовлечена только эта команда, представляющая собой инженерную компанию «в миниатюре» по проектированию, производству и испытанию гоночных болидов класса Formula Student.

Далее «ядро» модели стало «обрастать» междисциплинарными инженерными и социогуманитарными проектами. Усложнилась организационная структура самой команды. Теперь она включает отделы, отвечающие за блоки студенческих проектов по направлениям логистика, менеджмент, инжиниринг, графический дизайн, маркетинг, подготовка технических отчётов и отчётов о стоимости производства, бизнес-презентации, переводы документации на английский язык, экономика и связи с общественностью. Студенты в проектных командах реализуют последовательно один или нескольких типов проектов. Координацию работ осуществляет студент-куратор.

В центре машиностроения ТГУ студенческие проектные команды активно применяют технологии создания цифровых двойников, моделирование CAD-CAM-CAE, технологии прототипирования, обработки деталей из полимеров, композитов и металлов. Проектирование осуществляется по итогам экспертизы предложенных студентами технических решений, по факту выполнения серий экспериментов в соответствии с регламентом соревнований. Это при последующем изготовлении болида гарантирует должное качество. Так, результатом внедрения технологии сквозного проектирования стала подетальная конструкторская проработка более чем 4000 деталей гоночного болида 2022 г. Одним из главных усовершенствований стало снижение его массы более чем на 30 % по сравнению с болидом 2014 г. Причём болид 2022 г. с успехом выполнил все требования динамических испытаний. Однако рост числа проектов не сопровождается пропорциональным ростом преподавательского состава. Это приводит к дефициту руководителей и кураторов, что неизбежно сокращает время работы с каждым участником проекта.

В ходе исследования опыта проектного обучения были проведены опросы среди студентов, беседы с кураторами проектов, интервью с руководителями и представителями работодателей. Выяснилось, что получение образовательного и проектного результатов от такой модели обучения положительно оценивают все участники процесса. Большинство студентов удовлетворены своим участием в проектах (89,2 % от числа опрошенных). В то же время почти половина респондентов (49,2 %) в качестве мотива к участию в проекте выбрали ответ «Участвую, потому что нужны баллы». То есть налицо фактор внешней, «вынужденной», мотивации. Выраженную внутреннюю мотивацию к участию в проектах и получению результатов демонстрируют в основном ответы студентов-кураторов.

Среди выявленных проблем также – дефицит руководителей и учебных часов, выделяемых на руководство проектами. Как следствие – недостаточная индивидуальная работа с проектными командами. Решение этих проблем авторы исследования видят в дальнейшей индивидуализации и диверсификации проектного обучения, в привлечении большего количества наставников из числа студентов старших курсов, специалистов и консультантов от работодателей.

Со слов представителей работодателей (АО «АВТОВАЗ» и АО «Кама»), приведённых авторами исследования в тексте статьи, «участники соревнований Formula Student достаточно сильно выделяются на фоне обычных выпускников вузов как в проявлении профессиональных знаний и умений, так и с точки зрения коммуникации с коллегами. Студенты, прошедшие такую серьёзную инженерную школу, обладают умением быстро и нестандартно решать задачи любой сложности».

– Перспективы нашего исследования связаны с дальнейшим развитием и совершенствованием модели проектного обучения в целом по стране, – поясняет руководитель проекта «Формула Студент ТГУ» Екатерина Чижаткина. – В первую очередь это касается индивидуализации обучения, усиления работы с каждым участником проекта для повышения его вовлечённости, внутренней мотивации. Перспективным видится укрепление сотрудничества с работодателями, которые могут выступать не только спонсорами, но и заказчиками проектов, предоставляя реальные задачи. Это позволит формировать продуктовые проекты с практической значимостью и улучшит подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Читайте также

все

Первокурсникам ТГУ рассказали о карьерных возможностях

В рамках проектной недели Startup Week 2024 в Тольяттинском госуниверситете состоялись пять лекций о...

Первые электрические

Команда Togliatti Racing Team (TRT) Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) покорила международные студ...

Смотрим ТГУ и Тольятти в документальном проекте НТВ

ТГУ стал участником документального цикла телеканала НТВ «Мои университеты. Будущее за настоящим» и...

Новый гоночный болид в ТГУ создадут при поддержке региона

Четыре миллиона рублей на разработку нового болида получит студенческая инженерно-спортивная команда...

Привезли бронзу

Команда Togliatti Racing Team ТГУ вернулась с российских студенческих инженерных соревнований «Форму...

Надёжны, как автомат Калашникова

Команда Togliatti Racing Team Тольяттинского государственного университета (ТГУ) вернулась с российс...

«Формула Студент» ждёт новых героев

В центре машиностроения ТГУ состоялся день открытых дверей для первокурсников различных направлений...

445020, Самарская область, Тольятти, Белорусская ул., 14

+7 (8482) 44-94-24
, 44-94-44

Пн-пт: 8:15-17:00 (перерыв: 12:30-13:15)

office@tltsu.ru