Formula Student ТГУ: обучаем побеждать с первого курса

Подиум команда Togliatti Racing Team поделила с китайскими коллегами из Гуйлиньского университета аэрокосмических технологий и командой Уральского государственного университета путей сообщения.
– Имея три четверти «желторотиков» в команде, мы сумели попасть на первое место за теоретические дисциплины и на подиум в оверале. Наверное, это лучший результат моей работы за всю историю «формульной» судьбы, – говорит руководитель проекта «Формула Студент» в ТГУ, заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Александр Бобровский. – «Формула» – это не игрища! Это очень сложный инженерный проект, в котором нужны фундаментальные знания в инженерном деле. И дать вчерашним школьникам такие знания – это практически совершить невозможное.
Студенческие команды в проекте «Формула Студент» разрабатывают и строят гоночные болиды, которые затем проходят статические и динамические испытания. Статические испытания оценивают инжиниринг, дизайн и конструкцию, а динамические – ходовые качества, разгон и экономичность.
Одним из ключевых требований к команде является проведение полного цикла расчетов, в том числе на прочность, надежность и безопасность конструкции. Без этого команда просто не сможет участвовать в соревнованиях. Столь же важной составляющей проекта является проверка знаний участников. Каждая команда должна ответить на вопросы: «Почему машина была спроектирована именно таким образом?», «Сколько будет стоить ее производство?», «Кому будет интересно (и будет ли) в это производство инвестировать?». Именно этим темам посвящены дисциплины, в рамках которых команды дискутируют с экспертами.
– Главная дисциплина «Формулы Студент» – это Design Report, защита конструкции, – объясняет Александр Бобровский. – Ребята на английском языке перед ведущими в своей области инженерами должны защитить конструкцию созданного болида, причём досконально: обосновать каждый узел, каждый элемент. Надо доказать правильность принятых технических решений, в этот момент еще задают вопросы, какие-то задачи – все, подчеркиваю, строго на английском языке. И вот в этой дисциплине мы выступили просто блестяще. Первое место и высший балл соревнований – 150. В нашей истории это, наверное, впервые.
На динамических испытаниях успехи были скромнее. Напомним, «Формула Студент» проходит в Санкт-Петербурге в рамках GARAGE FEST «Игора Драйв 2025». Динамические испытания имитируют раллийные гонки, где каждая машина по очереди демонстрирует свои возможности: разгон, максимальную скорость в поворотах, время прохождения трассы и расход топлива (или электроэнергии). Болид Pink Scorpion G5, созданный командой ТГУ, полностью прошел техническую инспекцию и был готов покорять трек, и поехал по нему! Но…
– Пилот наш пока имеет очень мало опыта управления, – поясняет Александр Бобровский. – Так получилось, что он заглушил машину во время гонки, и она сошла с трассы. Если бы болид доехал до финиша – мы наверняка были бы минимум на втором месте в общем зачете. Но теперь это уже можно говорить только в сослагательном наклонении.
Конечно, команде есть куда расти. Необходима тщательная подготовка пилотов и машины, много тренировок и передача ценного опыта. Но на следующих соревнованиях в Питере, которые будут проходить в 2026 году, нынешние новобранцы Togliatti Racing Team уже могут быть успешны во всех дисциплинах. И если в этот раз судьи соревнований были удивлены только тем, что с почти новым составом команда ТГУ сохранила очень высокий уровень инженерной подготовки, то в будущем году надо удивить и тем, как быстро и уверенно сегодняшние «перваши» набрали водительских навыков и компетенций.
Стать частью команды Togliatti Racing Team можно, поступив на специальности 23.05.01 «Наземные транспортные средства» и 13.03.03 «Энергетическое машиностроение». Впрочем, здесь примут любого желающего из поступивших на направления Института машиностроения.
Работа команды Togliatti Racing Team в Тольяттинском государственном университете, а также её выступления на российских и международных этапах Formula Student осуществляются в рамках реализации Передовой инженерной школы «Гибридтех».
128
просмотров