28 марта 2018

Тольяттинцы сделали свой выбор

В администрации г.о. Тольятти подведены итоги общественного голосования, проходившего в нашем городе 18 марта. Большая часть проголосовавших тольяттинцев высказались против строительства дороги через лес, соединяющей Автозаводский и Центральный районы.
Тольяттинцы сделали свой выбор

Глава города Сергей Анташев поручил своему заместителю по имуществу и градостроительству подготовить вариант Генплана Тольятти без лесной дороги. Кроме этого жители каждого из районов выбрали общественные пространства, по их мнению, подлежащие благоустройству в первоочередном порядке в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы». 

Напомним, что всего в опросе участвовали 16 общественных пространств (по шесть в Автозаводском и Центральном и четыре в Комсомольском районе). Член общественной комиссии по проведению опроса 18 марта 2018 года Александр Дроботов подчеркнул: «Общественное голосование – уникальный инструмент для выявления мнения жителей по тем или иным вопросам. И, я считаю, этот инструмент сработал великолепно».

Приводим перечень территорий, за которые тольяттинцы отдали наибольшее количество голосов:

Автозаводский район

  • итальянский сквер – 45 994 голоса 

  • сквер имени Жилкина – 45 286 голосов 

  • велопешеходная дорожка по улице Патрульная – 44 520 голосов

 

Центральный район

  • реконструкция Центральной площади – 23 474 голоса 

  • пляж Центрального района – 20 205 голосов 

  • благоустройство буферной зоны лесного массива вдоль улиц Баныкина и Родины от Соцгорода до Портпосёлка – 19 639 голосов

 

Комсомольский район

  • набережная Комсомольского района – 22 497 голосов 

  • сквер на территории бывшего кинотеатра «Маяк» – 19 953 голоса 

  • сквер на улицах Крылова и Носова – 15 745 голосов

Стоит отметить, что по вопросам строительства дороги через лес и благоустройству городских пространств до дня выборов шли споры, дискуссии, обсуждения. В опорном ТГУ со студентами и сотрудниками на эти темы общались депутат Самарской Губернской думы Денис Волков и председатель Думы г.о. Тольятти Дмитрий Микель.

Не только дорога, но и восстановление городского леса

Генеральный директор ГК «ЭкоВоз» Денис Волков всегда участвует в мероприятиях и общественных слушаниях, посвящённых озеленению нашего города, где говорит о том, что нам необходимо беречь природу, заботиться об экологии Тольятти. На встрече со студентами опорного ТГУ депутат Самарской губдумы остался верен себе и привёл аргументы против дороги через лес и аргументы за восстановление лесного массива.

«Лес – это наше здоровье»

В 2010 году в Тольятти сгорело 2 000 гектаров леса. Оставшаяся часть леса, расположенная между районами города, продолжает выполнять основную, по мнению Дениса Волкова, задачу – это очищение воздуха в Тольятти – городе с множеством крупных промышленных предприятий.

Денис Волков призвал не забывать и о том, что после пожара 2010 года за последние восемь лет в Тольятти почти в два раза возросли показатели по количеству болезней именно дыхательных путей, стало больше онкобольных. Таким образом генеральный директор ГК «ЭкоВоз» выступил против строительства сквозной дороги. «Лес – это наше здоровье: 30 % – это генетика, 30% нашего здоровья – это то, что мы пьём и едим, 30% – то, чем мы дышим и 10% составляют другие факторы. Соответственно, не восстанавливая лес, мы ухудшаем своё здоровье», – считает эксперт.

Норматив по озеленённости территории

Денис Волков объяснил, что при сопоставлении количества выбросов от предприятий (35% от всех выбросов) и от транспорта (65%) с общей площадью городского леса, получается, что город озеленён всего на 42%! Значит, деревьев для нормальной очистки воздуха в Тольятти недостаточно. Эксперт напомнил, что общая озеленённость территории Самарской области также очень низкая. А для строительства дороги придётся вырубить ещё около 40 гектаров леса.

Интересно, что в Москве больше транспорта, но коэффициент озеленённости территорий выше. Именно поэтому в столице заболеваемость органов дыхательных путей у горожан в два раза ниже.

В этой ситуации Денис Волков считает, что для начала необходимо создать городскую программу по озеленению. Второе – увеличить контроль над выбросами предприятий, третье – увеличить количество контролирующих станций, которые должны находиться рядом с конкретным предприятием. Тогда, по мнению эксперта, предприятия будут более дисциплинированно относиться к своей работе и не будут лишний раз загрязнять воздух.

Дорога = загрязнение грунтовых вод и уничтожение «Ставропольского сосняка»

Денис Волков также отметил, что там, где пройдёт дорога, находятся пять водозаборов. Все выбросы от трассы вместе с дождями будут попадать в грунтовые воды. Кроме этого на территории предполагаемой трассы находится особо охраняемая территория «Ставропольский сосняк» площадью 800 гектаров. Эксперт напомнил, что там попросту ничего нельзя строить.

– Нам надо восстановить лес, благоустроить его, сделать из него хорошую лесопарковую зону, и ничего там не строить! – призвал Денис Волков.

 Никаких эмоций, только документы

Председатель Думы г.о. Тольятти, выпускник Тольяттинского политехнического института по специальности «Инженер-строитель» Дмитрий Микель на встрече со студентами архитектурно-строительного института опорного ТГУ обратился к истории спорного дорожного вопроса, поднятого самими тольяттинцами, и рассказал о тех документах, которые поддерживают строительство дороги.

– Вы – будущие строители, люди практичные и основываетесь на расчётах, на проектных и нормативных документах. Всё это необходимо для возведения любого объекта в городе. Так и строительство дороги через лес имеет много аспектов, к примеру, эти генпланы 60-х годов, которые мы нашли в архивах и сейчас показываем вам. Основы концепции развития Тольятти, главная задача которой – «переплюнуть» самый современный западный проект, в 60-х годах заложил архитектор, градостроитель и автор первого генплана нашего города Борис Рубаненко, – напомнил Дмитрий Микель.

К слову, проект сквозной дороги без съездов и прилегающих территорий, соединяющей Центральный и Автозаводский районы, стал уже тогда частью Концепции Рубаненко и других архитекторов. «Генплан с дорогой через лес (тогда она считалась перспективной) прошёл главную государственную экспертизу, и там было чётко отмечено, что предложенный проект необходим и обоснован», – подчеркнул Дмитрий Борисович.

Как стало известно на встрече, в 2012 году власти города заказали проект концепции улично-дорожной сети Тольятти в расчете до 2030 года. Председатель Думы рассказал: «Проект стоимостью 10 млн рублей выполнил питерский институт, занимающийся урбанистикой и уличными дорожными сетями. В этой интересной концепции есть математическая модель развития дорожной сети нашего города в условиях постоянного увеличения транспорта».

Разгрузочный путь

На сегодняшний день дорога-дублёр через лес может «разгрузить» Южное и Автозаводское шоссе, где в будний день в час пик проезжает 2 600 автомобилей.

Дмитрий Микель отмечает: «В 20 веке количество транспорта было в десятки раз меньше (к 1995 году насчитывалось 120 000 автомобилей). По данным на 2017 год в нашем городе почти 290 000 автомобилей. Статистика от 2010 года показывает, что увеличение количества автомобилей в нашем городе происходит ежегодно на 3-5%. Все эти автомобили, стоящие в городских пробках, создают наибольший выброс (2/3 или больше 65% выбросов) вредных отравляющих веществ в атмосферу. Только одна треть – это выбросы всех предприятий г.о. Тольятти».

Таким образом, по словам председателя Думы г.о. Тольятти – на лицо конфликт: с одной стороны – экологическая составляющая в части леса, с другой стороны – ситуация, связанная с выхлопами автомобилей.

Выбор за тольяттинцами

От спорного вопроса Дмитрий Микель перешёл к более приятной и наглядной части – короткой демонстрации территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Студенты ТГУ смогли увидеть, за что им предлагают отдать свои голоса. У ребят было много вопросов о процедуре голосования за понравившиеся проекты общественных пространств, но были и претензии по поводу того, что тольяттинцы могут голосовать за проекты территорий только своих районов.

Дмитрий Борисович объяснил, что самое главное здесь – именно активность каждого тольяттинца, с помощью которой городские власти смогут составить наиболее объективный рейтинг благоустройства Тольятти и грамотно распределить 93 млн рублей на реализацию проектов выбранных общественных пространств.

Текст: Ирина Мишина, Виктория Фомина

Фото: Артём Чернявский

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019