22 декабря 2022

Современная библиотека: место или сервис?

Проректор по цифровизации ТГУ выступил экспертом курса повышения квалификации для сотрудников вузовских библиотек «Современные технологии в библиотечной работе», организованного электронно-библиотечной системой «Лань». Роман Боюр стал участником круглого стола «Для чего библиотека нужна университету? Взгляд проректора».
Современная библиотека: место или сервис?

В работе дискуссионной площадки приняли участие представители вузов, вузовских библиотек со всей России. Участники пытались ответить на вопросы о том, какая библиотека нужна сегодня университету, в чём заключается её миссия, что следует изменить в работе библиотек, а также поделились опытом внедрения библиотечной деятельности в работу университета.

Динамика развития современного онлайн-образования во всём мире сегодня гораздо выше, чем образования традиционного. Это означает, что все виды деятельности университета перемещаются в онлайн, в том числе и библиотека, уверен проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета Роман Боюр. Он отметил, что из более 22 тысяч студентов, которые сегодня обучаются в ТГУ, 17 тысяч человек находятся за пределами Тольятти – во всех регионах России и за рубежом. Они студенты дистанционного обучения системы «Росдистант», и им тоже нужна библиотека.

– С моей точки зрения, современная библиотека – это, конечно, библиотека онлайн. И это библиотека уже не вузовского, а национального масштаба, – говорит Роман Боюр. – Современному университету важно понимать, где и как его студенты занимаются образованием, наукой, практикой, спортом и т. д., чтобы этим управлять. Соответственно, одна из важнейших задач библиотеки – снимать максимально полный цифровой след. В этом случае служащие вузовских библиотек из хранителей фонда превращаются в дата-аналитиков, которые снимают и анализируют цифровые следы обучающихся по этим библиотекам, проводят кластеризацию типов учебного поведения, отслеживают, как работают те или иные сервисы, и делают вывод о том, что нужно сделать, чтобы повысить вовлечённость, мотивированность и успешность студента.

Проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев уверен, что вузовские библиотеки могут быть разными.

– Томский политех — инженерный вуз с мощной исследовательской повесткой. Когда мы готовим химиков – они должны работать в лаборатории, готовим операторов атомной электростанции – они должны работать на реакторе. Здесь оффлайн предпочтителен, – подчёркивает Александр Фадеев. – Но библиотека должна работать не только с книгой, но и с другими источниками информации: онлайн-курсами, цифровыми тренажёрами, видеолекциями, публикациями, подкастами, публикациями соцсетей, электронными библиотеками и т. д. Сегодня в огромном мире информации библиотека должна научиться фильтровать эту информацию так, чтобы предоставить её человеку в достоверном виде. Например, если я захочу узнать о каком-то спорном историческом факте, в интернете я найду тысячу мнений и не смогу отфильтровать ненужное.

Современному вузу библиотека нужна как никогда, но из привычного места для хранения бумажных книг она должна превратиться в мощный ресурс, наделённый самыми разнообразными возможностями, в центр управления знаниями, информацией и данными. Необходимость в этом продиктована сложными вызовами меняющегося мира, связанными в том числе с цифровыми технологиями.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019