13 марта 2019

Смотрите, что подписываете!

ТГУ посетил ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Самарской области Павел Колодин. Он встретился со студентами кафедры «Предпринимательское и трудовое право» и поговорил с ними на тему «Основные вопросы и проблемы применения законодательства о Защите прав потребителей».
Смотрите, что подписываете!

Лекция была посвящена Всероссийскому Дню защиты прав потребителя, который отмечается 15 марта. Павел Колодин рассказал, чем занимается Роспотребнадзор нашего города и разрушил несколько устоявшихся мифов.

Например, многие люди думают, что за любой товар можно вернуть деньги в течение 14 дней. Оказалось, это далеко не так. Для возврата необходимо, чтобы товар был ненадлежащего качества, то есть с заводским браком или дефектом. Это устанавливает экспертиза. А чтобы в магазине вашу жалобу приняли и товар отправили на экспертизу, нужно указать причину: «не подходит для личных, семейных нужд». Другая формулировка не считается веской причиной для возврата.

Перечень вещей, которые невозможно обменять или вернуть в течение 14 дней, можно найти в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. И, действительно, лучше знать, что находится в этом списке: предупреждён – значит вооружён. Кто бы мог подумать, что растения, драгоценности и даже книги нельзя вернуть после покупки. Также невозможно без заключения эксперта вернуть или обменять сложно-технические товары: телефоны, телевизоры, системные блоки, наручные часы с двумя и более функциями, автомобили, самолеты и прочее. Списки подобных товаров пополняются практически каждый год.

К слову об экспертизе: проверка качества не должна занимать более двадцати одного дня. У ремонта тоже есть ограничения: не более сорока пяти дней. Если товар возвращают после ремонта на сорок шестой день, или проверка качества занимает двадцать два дня, вы в праве требовать расторжения договора и возврата денег.

Также в народе говорят, что при обращении в Роспотребнадзор вам точно помогут вернуть деньги, возможно даже больше, чем потрачено. До 2013 года так, действительно, можно было сделать. Но сегодня в подобных случаях открывается имущественный спор, и всё решает суд.

– Потребители иногда злятся и спрашивают: «Зачем же вы тогда существуете?». Мы можем увидеть нарушение, оштрафовать, если оно есть, но деньги вернуть не можем, – рассказал Павел Колодин.

Студенты оживленно общались с представителем Управления Роспотребнадзора и не стеснялись задавать вопросы. Один из них звучал так: «Какие проблемы сейчас наиболее актуальны в нашем городе? С чем нужно быть осторожным?».

– Самые частые и неприятные обращения сегодня связаны с салонами связи и медицинскими организациями, которые буквально ловят людей за руку на улице. Сначала предлагают бесплатное обследование и чай, а на следующий день у человека из ниоткуда появляется договор на лечение на двести тысяч рублей, – ответил Павел Колодин.

Как специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора, Павел Колодин посоветовал студентам пользоваться приложениями, которые подскажут, у каких товаров качество лучше (например, приложение «Росконтроль» для iOS и Android). И, конечно же, изучать закон о Защите прав потребителей. В завершение лекции специалист дал полезный совет: «Прежде всего, всегда читайте и смотрите, что подписываете», и пригласил студентов кафедры «Предпринимательское и трудовое право» на практику в Управление Роспотребнадзора по Самарской области.

Дарья Дедова 

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019