30 ноября 2023

Себя показали, на других посмотрели

Преподаватели и студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) приняли участие в IV Поволжском педагогическом форуме «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы».
Себя показали, на других посмотрели
Фото: Рустам Саламов

Форум проходил в Самарском государственном социально-педагогическом университете. ТГУ представляла делегация кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика». Преподаватели и студенты поделились опытом, приняли участие в активностях форума.

На заседании секции «Русский язык: проблемы изучения и преподавания» научно-практической конференции заведующий кафедрой Ольга Паршина рассказала о филологических мероприятиях кафедры как инструменте популяризации профессии педагога-русиста, доцент Марина Соколова выступила с докладом «Заимствованное слово в аспекте репрезентации активных процессов в современном публицистическом дискурсе».

– Благодаря комплексу профориентационных мероприятий мы формируем у наших абитуриентов представление о том, что филологическая деятельность с одной стороны сложна, но с другой – безумна интересна. Она даёт бесконечные возможности для профессионального и личностного роста. Наша задача – продемонстрировать абитуриентам, что, попробовав себя в разных формах профориентационной деятельности, которую мы предлагаем, они смогут более осознанно подойти к выбору филологической профессии, – рассказала Ольга Паршина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, литературы и лингвокриминалистики ТГУ. – Нам важно, чтобы абитуриенты приходили к нам с пониманием, зачем они здесь и что хотят получить.

В этом педагогам ТГУ помогает интеллектуально-образовательная среда «Кафедра – школы».

– Она представляет собой совокупность инструментов, обеспечивающих, во-первых, интеллектуальное развитие – благодаря нашей региональной олимпиаде. Во-вторых, творческое. В этом помогает конкурс декламаций «Поэзия мира о мире» и конкурс художественного творчества «Слова творят прекрасный мир». Развитие гражданской позиции формируется благодаря конкурсу эссе. Также мы популяризируем научные знания, в квесте «Лингвистический детектив: следствие по слову». Конечно, коллеги на форуме отметили, что мы делаем большой труд. Кто-то только олимпиадами ограничивается, кто-то – художественными конкурсами. Для нас важно всё, – подчёркивает Ольга Паршина.

Екатерина Филиппова, студентка 3-го курса кафедры русского языка, литературы и лингвокриминалистики ТГУ, выступила с докладом «Проект «Учимся на русском» как адаптационный курс русского языка для иностранных студентов» на секции «Русский язык: проблемы изучения и преподавания: Молодые учёные» научно-практической конференции для студентов и аспирантов. Работу она подготовила под руководством старшего преподавателя кафедры Валентины Бычковой.

– Я практически не волновалась перед выступлением. Во многом благодаря тому, что со мной ездила Кнара Буниатян, которая зарядила меня своим настроем и мотивацией. Сама подготовка к форуму также оставила у меня только положительные эмоции. Огромное спасибо за помощь моим руководителям – Бычковой Валентине Сергеевне и Паршиной Ольге Дмитриевне. Организация форума была на высоком уровне – нас встретили, зарегистрировали, всё началось вовремя, и никаких затруднений не возникало на протяжении двух дней, – рассказала Екатерина.

Ассистент и магистрант кафедры русского языка, литературы и лингвокриминалистики ТГУ Кнарик Буниатян провела мастер-класс «Имидж современного педагога-филолога» для преподавателей и студентов СГСПУ.

Кроме того, студенты ТГУ стали участниками дискуссии-реконструкции «Шишковисты vs Карамзинисты – 2023. Лингвоэкология русской речи». Также ребята решали филологические задачи в Театре лингвистических миниатюр и победили в номинации «Самая интеллектуальная команда».

– Впечатления от форума остались только положительные, потому что, во-первых, это уникальная возможность познакомиться с представителями других вузов, понять их уровень, сравнить со своим. Наша командами осталась довольна результатами и проделанной работой, потому что мы тщательно готовились. У нас был достойный соперник, но итогом напряжённой борьбы стала ничья. Это может говорить только о том, что обе команды были на высоком уровне подготовки. Планирую участвовать ещё, потому что это хорошая возможность проявить себя, показать свой уровень знаний русского языка, лингвокриминалистики. Также это положительный опыт для дальнейшей деятельности в вузе, – поделилась впечатлениями Анастасия Рогачева, студентка 1-курса ТГУ.

– Поездка оказалась очень интересной! Мне, как человеку, который к внеучебной деятельности относится довольно спокойно, было очень познавательно сменить обстановку, посмотреть на другой вуз, посоревноваться, – рассказала Арина Сочнева, студентка 2-курса ТГУ. – Мы познакомились со студентом из Нижнего Новгорода, обсудили с ним особенности устройства учебного процесса в наших вузах. Это было очень приятное знакомство. Такэе хочу отметить театр: было интересно наблюдать, как новоиспеченные студенты вспоминают школьное время, и как для них выглядит «первая сессия». Считаю, что мы все хорошо справились. Особенно было приятно, что члены жюри отметили всех. Команды получили приятный бонус в виде грамот за интеллектуальность и творческий подход. Я очень надеюсь, что подобное скоро появится и у нас.

Амелия Цыганова, студентка 3-го курса

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019