Приступили к обмену инновациями
3636e76cd9490a8895bf68a2deb04cc7.jpg
Данное решение было принято руководителем секции НТС, ректором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Андреем Рудским в ходе его встречи со своим заместителем по секции – ректором ТГУ Михаилом Кришталом 4 марта в рамках рабочего визита главы градообразующего вуза Тольятти в СПбПУ.
– Это была очень насыщенная поездка. За один день удалось познакомиться с четырьмя объектами научно-инновационной инфраструктуры СПбПУ, – рассказал ректор ТГУ. – Знакомство началось с научно-технологического комплекса «Машиностроительные технологии». Здесь оказывают услуги по созданию компьютерных моделей, 3D-сканированию, прототипированию, изготовлению мелких серий пластмассовых изделий, литью сталей и цветных металлов, а также обработке на станках.
По своему оснащению этот комплекс в СПбПУ сродни Инновационно-технологическому центру (ИТЦ) Тольяттинского госуниверситета, но он более мощный и диверсифицированный по представленному в нем оборудованию. Тем не менее, в ТГУ сейчас есть вся необходимая технологическая база для обеспечения полного цикла изготовления какого-либо изделия. Она позволяет сэкономить время не в разы, а в десятки раз. За 10 дней здесь способны изготовить то, на что в обычных условиях уходит 3 месяца.
Встреча ректоров ТГУ и СПбПУ – это далеко не первый шаг к выстраиванию взаимодействия между научными площадками вузов. На базе СПбПУ создан единственный в России Инжиниринговый центр в области компьютерного инжиниринга, который занимает лидирующие позиции на рынке экспорта высокоинтеллектуальных инжиниринговых услуг для компаний разработчиков автомобилей премиум-класса (BMW, Daimler-Mercedes, Audi, Bugatti, Rolls-Royce, Ferrari и другие). Инжиниринговый центр СПбПУ выполнял работы и для ОАО «АВТОВАЗ».
В августе 2014 года между Инжиниринговым центром СПбПУ и Инновационно-технологическим центром ТГУ, который также оказывает инжиниринговые услуги, было заключено соглашение о сотрудничестве. Многие работы, выполняемые Санкт-Петербургским политехом, могут быть внедрены в автомобильном кластере Самарской области. Заинтересованность в тесном сотрудничестве с ТГУ обусловлена достаточно высоким уровнем компетенций тольяттинского вуза и его близостью к предприятиям крупнейшего автомобильного кластера России.
– Мы можем сотрудничать и взаимодополнять друг друга. Например, что-то в электронном виде частично обсчитывается у нас, а что-то в Питере. И уже потом виртуальная модель, оптимизированная по результатам компьютерного эксперимента, прототипируется именно здесь в Тольятти и внедряется у конечного производителя. Это вместо того, чтобы пересылать готовые физически осязаемые прототипы. Они могут быть обсчитаны в Санкт-Петербурге, а реализованы в Тольятти, и наоборот. Это удобно, потому что мы рядом с производственной площадкой, – комментирует Михаил Криштал.
Тот факт, что в руководство секции «Машино- и автомобилестроение» вошли ректор СПбПУ Андрей Рудской и глава ТГУ Михаил Криштал, не случаен. С точки зрения инжиниринга для машино- и автомобилестроения в питерском университете создан один из мощнейших центров компетенций в России. В Самарской области таким центром, системообразующим вузом для ряда отраслей промышленности в регионе и, в том числе, автомобилестроения является Тольяттинский государственный университет.
Для справки. Научно-технический совет по содействию развитию инноваций в Самарской области был создан в сентябре 2014 года, в нем организовано шесть секций. В состав нового совещательного органа вошли не только ведущие ученые страны, но и промышленники, предприниматели и руководители крупных предприятий области.
12 марта в Правительстве Самарской области прошло совещание по выделению ключевых задач на предстоящий год, в том числе для секции «Машино- и автомобилестроение». Вёл заседание вице-губернатор – министр экономического развития, инвестиций и торговли региона, заместитель председателя НТС Александр Кобенко.
Михаил Криштал,
ректор Тольяттинского государственного университета, заместитель руководителя секции «Машино- и автомобилестроение» Научно-технического совета при губернаторе Самарской области:
– С ректором СПбПУ нам удалось договориться не только о более плотном взаимодействии в научно-инновационной сфере, но и по ряду других вопросов. Осенью 2014 года Андрей Рудской был в Тольятти на форуме производителей автокомпонентов и уже тогда заинтересовался нашим опытом успешного участия в международном инженерно-спортивном проекте «Формула студент» (Formula SAE). За плечами молодых инженеров ТГУ уже три болида собственного производства. Так ребята начинают карьеру в области автомобилестроения, создавая настоящий, пусть и студенческий, аналог «Формулы 1». СПбПУ только приступил к созданию своей команды, и они хотели бы перенять наш опыт.
В свою очередь, мое внимание при знакомстве с научной базой Санкт-Петербургского политехнического университета привлекла открытая высокотехнологичная мастерская для молодежи «ФабЛаб». Здесь ребята занимаются инженерным творчеством, в том числе осваивают технологии 3D-печати и программирования станков для изготовления изделий из листовых материалов. С директором этого центра мы договорились о том, что они со своей стороны готовы проконсультировать нас по созданию подобного центра на базе ТГУ. Региональные власти обычно охотно поддерживают такие проекты, и мы намерены организовать такую площадку у себя.
56
просмотров