22 ноября 2021

О математике замолвите слово

Роза Утеева из Тольяттинского государственного университета (ТГУ) стала спикером круглого стола «Какой математике и методике её преподавания следует учить будущих учителей математики и информатики?» на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики и информатики. Он состоялся на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ).
О математике замолвите слово

Съезд проходил в очно-дистанционном формате и впервые объединил на одной площадке учителей и преподавателей математики и информатики со всей страны – его участниками стали около 4,5 тысячи человек. Обсуждались состояние и перспективы развития всех ступеней российского образования в области математики и информатики, актуальные вопросы совершенствования преподавания учебных предметов «математика» и «информатика», дополнение образовательных программ высшего образования разделами по изучению технологий искусственного интеллекта в целях обучения применению таких технологий в различных сферах жизнедеятельности.

Заведующая кафедрой «Высшая математика и математическое образование» института математики, физики и информационных технологий ТГУ Роза Утеева была приглашена на съезд в качестве участника секции №4 «Подготовка преподавательских кадров и повышение квалификации учителей математики и информатики», а также выступила экспертом круглого стола «Какой математике и методике её преподавания следует учить будущих учителей математики и информатики?».

Череда реформирований системы педагогических институтов (университетов), прошедшая в последние два десятилетия, свелась, в основном, к формальным преобразованиям, слияниям, переименованиям управленческо-административного характера, а содержательно привела к кардинальному ухудшению системы и качества подготовки будущих учителей математики. К такому выводу пришло большинство экспертов круглого стола.

– Ставшее доминантой положение о том, что учитель должен иметь бакалаврское (специальное) образование лишь по предмету «математика», а педагогическое образование может получить в качестве дополнения, не выдержало проверку временем, практикой и по факту оказалось несостоятельным, – комментирует итоги круглого стола Роза Утеева. – Будущему учителю нужна фундаментальная подготовка по высшей алгебре, геометрии, математическому анализу и другим разделам классической математики наряду с элементарной математикой и методикой её преподавания. Эксперты подчеркнули важность и необходимость изучения студентами истории математики, практических умений работы не только с одарёнными школьниками, но и с основной массой не слишком успешных в математике детей.

Участники круглого стола также отметили колоссальную нагрузку на учителей математики, которая возникает из-за нехватки специалистов. Даже перед московскими школами в ближайшие годы встанет вопрос о необходимости увеличения числа педагогов-математиков примерно на 50% из-за открытия профильных классов, как того требуют федеральные государственные образовательные стандарты. Это означает, что необходимо увеличивать набор на педагогическое образование и подготовку бакалавров и магистров математического образования.

Участниками круглого стола наряду с известными методистами математики ведущих вузов РФ стали:

Павел Семёнов – доктор физико-математических наук, профессор факультета математики НИУ «Высшая школа экономики».

Евгений Бунимович – кандидат педагогических наук, российский поэт, педагог, правозащитник, общественный деятель. Депутат Московской городской Думы II, III, IV созывов, главный редактор научно-методических журналов «Математика в школе», «Математика для школьников», электронного журнала «Фрактал». Автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий по математике, а также статей по вопросам образования и воспитания.

Иван Ященко – кандидат физико-математических наук, российский математик и популяризатор науки. Директор Московского центра непрерывного математического образования, профессор факультета математики НИУ ВШЭ и заведующий кафедрой инновационной педагогики Московского физико-технического института.

Запись круглого стола можно посмотреть здесь.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019