06 октября 2022

Как отсканировать болид

Лаборатория 3D-печати Тольяттинского госуниверситета пополнилась высокотехнологичным оборудованием, позволяющим отсканировать любую деталь. 3D-сканер поможет в импортозамещении автокомпонентов вплоть до изготовления самых сложных комплектующих.
Как отсканировать болид

Сканер приобретён на средства Губернского гранта в области науки и техники, размер которого составил 375 тысяч рублей. Оборудование позволяет отсканировать деталь и построить её математическую модель с точностью до шести сотых миллиметра.

– Сегодня большой спрос на реинжиниринг деталей, которые исчезли с рынка. Мы сможем проектировать необходимые изделия на основе 3D-сканирования, – рассказывает доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ кандидат технических наук Игорь Турбин. – 3D-сканер повышает точность и скорость измерений. Всего несколько минут требуется, чтобы отсканировать небольшую деталь во всех проекциях и построить её математическую модель. При этом сканер незаменим при замере сложных элементов с выемками и внутренними полостями. Вручную измерения таких деталей сделать трудно, да и точность будет не такая высокая.

С появлением сканера лаборатория 3D-печати ТГУ сможет провести нужную деталь по всей производственной цепочке от её проектирования до печати, если речь идёт о компоненте из пластика. Лаборатория работает в Тольяттинском госуниверситете больше трёх лет. Она оборудована принтерами, которые позволяют решать сложные задачи трёхмерной печати. «Мы можем выполнять работы полного цикла, если будет такая необходимость. Но можем и отдельно спроектировать нужную деталь для её дальнейшего производства», – поясняет Игорь Турбин.

Все возможности 3D-сканирования для использования технологии реверс-инжиниринга* сотрудникам и студентам кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ещё предстоит изучить. В процессе работы они будут формировать базу данных автокомпонентов, которые могут изготавливаться с помощью 3D-сканирования, определять свойства деталей и подбирать материалы для их производства.

Работа с 3D-сканером станет также частью подготовки будущих инженеров, которые смогут освоить современное оборудование и получить востребованные навыки. Уже в ближайшее время в рамках практики студенты попробуют отсканировать автомобиль целиком. Это будет один из болидов команды ТГУ Togliatti Racing Team, участвующий в соревнованиях Formula Student. На основе 3D-модели будущие инженеры сделают его уменьшенную копию.

– Нынешний макет создавался два года назад, предназначен для проведения испытаний в аэродинамической трубе. Замеры аэродинамического сопротивления нужны для тягово-динамических расчётов автомобиля. Естественно, чем точнее макет повторяет элементы корпуса машины, тем точнее будут результаты испытаний применительно к реальному болиду. Новый макет машины мы планируем создать уже с использованием 3D-сканера. Для студентов это будет хорошей практикой, – говорит Игорь Турбин.

В вузе сформировали целый пул идей, как использовать возможности 3D-сканера. В числе прочего он будет полезен ТГУ для собственных исследовательских целей, уверены специалисты лаборатории.

*Реверс-инжиниринг (он же обратное проектирование) – процесс разработки конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия. 

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019