20 марта 2023

Как формировать образ города

Преподаватель ТГУ Марина Шилехина рассказала об этом в Суздале на «Дизайн-выходных». Своё выступление о том, как дизайнер может менять город, она начала со стендапа.
Как формировать образ города

«Дизайн-выходные» – некоммерческий образовательный проект, который существует уже 10 лет. Он проходит несколько раз в год в различных городах России в формате конференций и практикумов для специалистов в сфере дизайна. Профессионалы обсуждают вопросы дизайна во всём его многообразии – веб-дизайна, промышленного, шрифтового дизайна, дизайна городской среды, моушен-дизайна и дизайна игр, дизайна и разработки цифровых продуктов.

Прошедшие в Суздале «Дизайн-выходные» стали уже 42-ми по счёту, на них собрались более 3000 человек. В течение трёх дней маститые и начинающие специалисты делились своим опытом, дискутировали, обсуждали современные проблемы дизайна. Работа шла одновременно в 12 залах.

Доцент центра дизайна Тольяттинского госуниверситета художник, дизайнер Марина Шилехина была приглашена спикером на секцию, посвящённую дизайну городской среды. Она выступила с докладом «Как дизайнер чувствует город: опыт практического исследования», рассказав об авторской методике обучения студентов тому, как работать с городской средой.

– Дизайнер оживляет прошлое, запускает настоящее и формирует будущее. Но чтобы он действительно смог это сделать, сначала нужно исследовать город. В поисках идентичности мы со студентами используем семиотический подход (семиотика – теория знаковых систем. – Прим. ред.). Город рассматривается как определённый «текст» культуры и состоит из кодов, знаков, символов, – рассказывает Марина Шилехина. – В основе методики – синтез инструментов из самых разных сфер: культурологии, социологии, психологии, этнографии. Подход междисциплинарный, и в этом его ноу-хау.

Для своего выступления преподаватель ТГУ выбрала нестандартную форму. «Я решила сломать шаблон», – говорит Марина Шилехина. Сначала зрителям показали короткометражку студентки 4-го курса центра дизайна ТГУ Алёны Назаровой, которую она снимала в рамках обучения. Видео рассказывает о том, как поколение 20-летних людей чувствует себя в городе. Кстати, Алёна и её сокурсница Татьяна Рыбинская помогали своему преподавателю готовить презентацию и отправились вместе с ней на «Дизайн-выходные». Своё выступление Марина Шилехина начала со стендапа «5 этапов принятия города».

– Во время презентации я подробно рассказала о том, как мы со студентами-дизайнерами исследуем город, обо всех этапах этой работы, показала примеры продуктов, которые в итоге ребята создают. После выступления было много вопросов. Ко мне подходили студенты из разных вузов и городов со словами, что тоже хотят использовать семиотический подход в работе со средой. Я поняла, что этой информацией нужно делиться со всеми, кто в ней заинтересован, – говорит Марина Шилехина.

После возвращения из Суздаля доцент центра дизайна создала телеграм-канал, где в числе прочего обещает рассказывать о методах и инструментах, которые даёт своим студентам по семиотике города. Канал открытый, присоединиться к нему могут все желающие.

– Круто, когда все твои коллеги, включая маститых дизайнеров, на работах которых ты учишься, собираются в одном месте,  делится своими впечатлениями от «Дизайн-выходных» Марина Шилехина. – В секции, посвящённой дизайну городской среды, было много интересных спикеров из Обнинска, Пущино, Дербента, Нальчика. Все мы сошлись на том, что если ты хочешь менять город, делай это для себя, не ожидая денег и благодарностей. В юности ты ещё можешь искать идеальную среду, но с какого-то момента понимаешь, что её не надо искать, её надо создавать.

Свой доклад «Как дизайнер чувствует город: опыт практического исследования» Марина Шилехина представит и в Тольятти. 27 марта она выступит с лекцией в рамках трёхдневного воркшопа в Тольяттинском краеведческом музее по созданию сувенирной продукции.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019