Дорога как подвиг
665a19da0b8edcacdfae501411936f34.jpg
Сегодня этот тракт – одна из самых высоких и протяженных асфальтированных дорог в мире. Кроме этого, это единственная жизненно важная артерия, которая связывает высокогорье Памира с цивилизацией.
Преподаватель кафедры истории и философии ТГУ, кандидат исторических наук Светлана Васильева напомнила, что ещё в дореволюционный период, в царской России, велись работы по созданию Восточного Памирского тракта, но к началу 20 века строительство так и не завершили.
– Предпринимались попытки закончить эту работу и в 1932-м, и в 1933-м. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия технической и материальной базы приостановили реализацию этого проекта. В итоге Большой Памирский тракт окончательно сформировался только в 1940 году, – отмечает Светлана Васильева.
В конце мая 1940 года таджикский народ вышел на строительство и создал тракт всего за 104 дня! Хотя изначально считалось, что строительство теперь уже знаменитой на весь мир дороги займет 5 лет. Строители ежеминутно рисковали жизнью: «ходили» по отвесным скалам по сделанным вручную висячим мосткам, висели на веревках, сталкивали в реку Пяндж огромные глыбы.
Директор гуманитарно-педагогического института ТГУ Юрий Лившиц уверен, что жители Таджикистана совершили тогда настоящий подвиг.
– Когда я проезжал горной дорогой по перевалу из Южной Осетии в Северную и любовался неимоверно красивым пейзажем, я даже, признаться, не задумывался, что это дорога среди гор, среди скал, и как непросто было её строить. Представьте, сколько миллионов монолитного гранита было взорвано для строительства Памирского тракта. Сроки строительства были просто рекордные – более 500 километров дороги всего за 3,5 месяца!
452 строителя дороги были награждены орденами и медалями СССР. Горная изоляция кончилась, и первая колонна прошла сквозным рейсом из Душанбе в Хорог уже 12 октября 1940 года. С тех пор этот путь занимает не месяц, а день, два. Легендарный и живописный Памир стал ближе и доступнее.