03 февраля 2022

Аналитика в образовании: перспективы и риски

Проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета (ТГУ) выступил экспертом по Big Data на Х зимней школе преподавателя – 2022. Роман Боюр в качестве спикера принял участие в панельной дискуссии «Данные в образовании: сбор, аналитика, открытость, безопасность».
Аналитика в образовании: перспективы и риски

Дискуссия состоялась в первый день четырёхдневной работы школы преподавателя на платформе «Юрайт»*. Её участники – проректоры по цифровизации, преподаватели сферы высшего и среднего профессионального образования России и стран ближнего зарубежья – обсуждали вопросы, связанные с тем, какие данные нужно собирать и для чего, как их правильно обрабатывать, что Big Data означает для конкретного преподавателя, стоит ли опасаться новой цифровой открытости и сопутствующих проблем кибербезопасности и многие другие.

Опытом работы с данными в Тольяттинском государственном университете на дискуссии поделился проректор по цифровизации ТГУ Роман Боюр.

– В ТГУ данные разделены на 4 уровня. Первый – это когда данные просто есть, второй уровень – это какая-то связанность, когда о данных можно говорить в масштабах всей организации. Третий уровень – это цифровая управляемость, данные настолько качественные, что на их основе можно принимать решения. А четвёртый уровень – это и есть Big Data, то есть, данные, обогащённые настолько, что решения на их основе можно принимать уже без участия человека, – рассказал Роман Боюр. – Но прежде чем говорить о больших данных, на основании которых можно принимать решения, нужно как следует разобраться с малыми данными. То есть вычистить сведения о контингенте студентов, успеваемости, посещаемости, нагрузках и т. д., чтобы можно было заниматься аналитикой.  

При этом учить управленцев работать с данными вовсе необязательно. Достаточно научить их работать с людьми, которые работают с данными, уверен Роман Васильевич:

– Чтобы было полноценное управление на основе данных, должна быть сильная многопрофильная команда, где каждый занимается своим делом.

Обсуждая индивидуальные образовательные траектории обучающихся, Роман Боюр отметил, что образовательное учреждение должно давать студенту такие сервисы, которые позволят видеть возможности и помогут сделать свой выбор. И это неизбежно ведёт к тому, что образование, каким все привыкли его видеть, в ближайшем будущем претерпит существенные изменения.

– Приходят новые бизнес-модели, которые постепенно заменяют старые. И не потому, что они дешевле или имеют больше инструментов для контроля, а потому что они лучше, удобнее и предлагают то, чего раньше не предлагалось. Массовое образование становится всё более технологичным, то есть востребованы те модели организации образования, которые позволяют получать нужные компетенции максимально быстро и эффективно. Цифровые технологии, в том числе дистанционные, основанные на адаптивных системах обучения, на анализе цифрового следа, имеют очевидные преимущества. Я думаю, мы находимся на пороге смены парадигмы, – резюмирует Роман Боюр.

Как отметили организаторы зимней школы преподавателя, выступление Романа Боюра отразило передовой опыт Тольяттинского государственного университета и было тепло встречено слушателями, многие из участников дискуссии разделяли позицию, высказываемую спикером из ТГУ. Подобные встречи открывают перспективы сетевого взаимодействия и партнёрства между ведущими университетами и научными институтами страны.

Эксперты панельной дискуссии «Данные в образовании: сбор, аналитика, открытость, безопасность»:

  • Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета;

  • Роман Боюр, проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета;

  • Андрей Володин, доцент кафедры исторической информатики, куратор электронной образовательной среды исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, руководитель Института цифровых гуманитарных исследований Сибирского федерального университета;

  • Николай Сорокин, проректор Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук, доцент;

  • Елена Одоевская, проректор, член Ученого совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

  • Денис Дмитриев, проректор по цифровой трансформации Поволжского государственного университета сервиса, кандидат педагогических наук.

Модератор: Илья Красильников, проректор по цифровому развитию Московского политехнического университета.

Запись выступления можно посмотреть здесь.

*Школа преподавателя – это международная онлайн-конференция, проходящая дважды в год — в январе и в июне. Её организует образовательная платформа «Юрайт». На форуме выступают преподаватели, руководители образовательных учреждений, представители органов государственного управления образованием, EdTech, студенты. В этом году Школа преподавателя проходит с 31 января по 4 февраля. Её тема: «Партнёрства в цифровом образовании 2022–2030».

В июне 2021 года Роман Боюр был участником IX Летней школы преподавателя: выступил спикером панельной дискуссии «Цифровая научная, образовательная и технологическая среда: что реально работает?».

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019