Ожидаемые эффекты от реализации научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок

Ниже представлена матрица TPRL для ключевых проектов ТГУ в разрезе направлений исследований ТГУ и приоритетов СНТР РФ (см. также «Тематика исследований ТГУ: соответствие мировой повестке и приоритетам СНТР»).

PDF , 418.83 Кб

Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок позволят трансформировать ТГУ в научно-инновационный предпринимательский цифровой университет, обеспечивающий в том числе:

  • генерацию знаний и инноваций в соответствии с мировой повесткой и приоритетами СНТР РФ,
  • коммерциализацию инноваций на основе экосистемы возможностей и механизмов преодоления «долины смерти» в жизненном цикле инноваций,
  • снятие ресурсных ограничений за счет кооперации с внешними центрами компетенций и развития собственных компетенций, в том числе на основе цифровой трансформации научно-инновационного процесса.

Будет создана возможность коммерциализации студенческих проектов, формирующих инновационный поток из обновленной образовательной системы высшего образования ТГУ, основанной на профессиональной проектной и практической деятельности, встроенной учебный процесс.

Основной прорыв ожидается на основе создания комплексной системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), использования и реализации объектов интеллектуальной собственности (ОИС), которая будет включать систему гарантирования получения доходов авторами от использования и реализации ОИС, систему снятия ресурсных ограничений, систему и инфраструктуру поддержки создания опытных образцов и малых партий изделий, систему цифрового управления научно-инновационным процессом, правовой и бизнес-консалтинг.

В конечном итоге будет создан университет нового типа, получающий экономическую выгоду от инноваций наряду с организацией эффективной подготовки высококвалифицированных профессионалов с универсальными компетенциями работы в команде и в проектах, в том числе технологических и социальных предпринимателей.

Среди ожидаемых эффектов к 2030 году – рост объема НИОКР до 1 млрд рублей; увеличение не менее чем в 2 раза количества заказчиков научно-технических услуг в аккредитованных по международным и национальным стандартам центрах компетенций ТГУ; увеличение количества исследователей в возрасте до 39 лет.

Прогнозируется дальнейшее увеличение количества и цитируемости международных публикаций ученых ТГУ, что будет способствовать продвижению университета как мирового научного бренда и установлению кооперационных связей, в том числе международных коллабораций.

Основные ожидаемые эффекты от реализации научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок ТГУ в части влияния на достижение национальных целей Российской Федерации и развитие субъекта связаны с созданием новой комплексной системы коммерциализации инноваций на основе экосистемы возможностей и механизмов преодоления «долины смерти» в жизненном цикле инноваций, включающей:

  • систему гарантирования получения доходов авторами от использования и реализации ОИС;
  • систему снятия ресурсных ограничений, включая систему кооперации путем создания продуктовых и институциональных консорциумов и партнерств, механизмы внутреннего венчурного финансирования и привлечения внешних финансовых источников;
  • систему и инфраструктуру поддержки создания опытных образцов и малых партий изделий;
  • систему цифрового управления научно-инновационным процессом (в том числе на основе разрабатываемой ТГУ цифровой платформы управления верифицированными ресурсами распределенных разнородных центров компетенций);
  • правовой и бизнес-консалтинг.

Полученный эффект может стать лучшей практикой для тиражирования в системе высшего образования в рамках достижения национальных целей [1], оказывая положительное влияние на целевой показатель «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» – за счет направлений 2.2.12.2.4, 2.2.7.

В рамках достижения целей национального проекта «Наука» [2] научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок ТГУ оказывает положительное влияние на следующие целевые показатели и задачи:

  • «обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки» – за счет направлений 2.2.1, 2.2.2, 2.2.6;
  • «численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных» – за счет направлений 2.2.22.2.4;
  • «доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей» – за счет направления 2.2.3;
  • «формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов» – за счет направлений 2.2.3, 2.2.4;
  • «число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя, увеличилось в не менее чем 1,25 раза» – за счет направлений 2.2.3, 2.2.4;
  • «поддержаны не менее 1000 молодых перспективных исследователей в рамках стимулирования внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и опережающего развития приоритетных территорий» – за счет направления 2.2.3;
  • «созданы новые лаборатории, не менее 30 процентами из которых руководят молодые перспективные исследователи, в отчетном году» – за счет направлений 2.2.2, 2.2.3, 2.2.12;
  • «место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных» – за счет направлений 2.2.3, 2.2.4;
  • «не менее 400 российских научных журналов включены в международные базы данных (Web of Science, Scopus) нарастающим итогом, в том числе в отчетных годах» – за счет направления 2.2.4;
  • «место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития» – за счет направления 2.2.7;
  • «с участием организаций-участников НОЦ, а также центров компетенции НТИ, в рамках реализации проектов подано нарастающим итогом не менее 1500 заявок на получение патента на изобретение в Российской Федерации и за рубежом, в том числе в отчетных годах» – за счет направления 2.2.7.

В рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [3] научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок ТГУ оказывает влияние на достижение следующих показателей:

  • «создать эффективную систему организации исследований и разработок, обеспечивающую высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере исследований и разработок, рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки, привлекательность работы в России для наиболее перспективных исследователей и повышение роли российской науки в мире» и
  • «обеспечить продвижение российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки, рост доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на технологии и, как следствие, усиление влияния и конкурентоспособности России в мире» – за счет направлений 2.2.12.2.7.

В целях развития региона [4] научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок ТГУ вносит существенный вклад в решение задач:

  • «развитие университетов в качестве инновационных площадок, генераторов инноваций и новых технологий» – за счет направлений 2.2.12.2.7, 2.2.10;
  • «поддержка молодых ученых и конструкторов, работающих в Самарской области и выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным для региона направлениям развития науки, технологий и техники» – за счет направления 2.2.2 и мероприятия 2.2.12;
  • «реализация механизмов стимулирования научной деятельности» – за счет направления 2.2.4 и мероприятия 2.2.7.10;
  • «создание финансовых и нефинансовых инструментов поддержки технологического предпринимательства ранних (предпосевная и посевная) стадий)» – за счет направлений 2.2.1, 2.2.2, 2.2.52.2.12;
  • «пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, вовлечение молодежи» – за счет направлений 2.2.4, 2.2.7, 2.2.12.

В рамках реализации Плана восстановления экономики («Умная реабилитация») [5] научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок ТГУ оказывает влияние на меру «создание единых организационных и правовых механизмов координации научной и научно-технической деятельности на всех уровнях готовности НИОКР» – за счет направления 2.2.7.

Официальные документы

1. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.

2. Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 15 марта 2021 г. № 143). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 13.07.2021).

5. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике: одобрен на заседании Правительства Рос. Федерации 23 сентября 2020 г.: протокол № 36, раздел VII, № П13-60855 от 2 октября 2020 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Разделы

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Закрыть

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019