22 марта 2024

Ушла из жизни Людмила Евгеньевна Эпштейн

20 марта в возрасте 94 лет в Дюссельдорфе (Германия) скончалась Людмила Евгеньевна Эпштейн – профессор кафедры «Сопротивление материалов» Тольяттинского политехнического института, потомственный учёный и талантливый педагог, художница-инноватор, создавшая новое направление в графике, человек широчайшего кругозора и сильнейшей воли к жизни.
Ушла из жизни Людмила Евгеньевна Эпштейн
Людмила Евгеньевна Эпштейн

Людмила Евгеньевна Эпштейн родилась в Харькове 9 сентября 1929 года в семье учёного – доктора технических наук, профессора, завкафедрой геолого-разведочного дела Днепропетровского горного института Евгения Фёдоровича Эпштейна и врача Фаины Арсеньевны Исиченко. По сокращённому имени матери родные и друзья называли Людмилу Евгеньевну Ина. Именно на это второе имя она откликалась, и именно так даже во взрослом возрасте обращались к ней её близкие.

Вскоре после рождения Ины семья переехала в Днепропетровск. Размеренную детскую жизнь, наполненную занятиями в школе, музыкой (Ина играла на фортепиано), рисованием, балетом, прервала война. Тяжёлая эвакуация в далёкий сибирский Томск, полуголодное существование, крайнее нервное перенапряжение и непривычный холодный климат – всё это не могло не сказаться на здоровье девочки: госпитализированная с серьёзной дистрофией Ина выжила лишь благодаря неусыпному уходу врачей.

Вернувшись после войны в город детства, Ина в 1947 году поступила в Днепропетровский инженерно-строительный институт. Пять студенческих лет на факультете промышленного и гражданского строительства она всегда вспоминала с теплом и благодарностью – к педагогам, друзьям, отцу, заложившему в ней основы аналитического мышления и привившему любовь к науке.

В последующее после окончания вуза в 1952 году десятилетие Людмила Евгеньевна работала на строительстве завода в Запорожье, инженером института «Центрогипрошах» в Москве, старшим инженером научно-исследовательского сектора Тульского политехнического института. В 1962-м, окончив аспирантуру в Москве, защитила в Научно-исследовательском институте железобетона и бетона кандидатскую диссертацию. Научная разработка, которой она занималась под руководством мужа – Михаила Ароновича Криштала – и по которой защитила диссертацию, была номинирована на присуждение Ленинской премии и легла в основу документальной короткометражки «Сверхпрочный железобетон», показанной в кинотеатрах страны. Позже она вспоминала, что, хотя премию они не получили (конкуренты были сильные), благодаря фильму прославились на весь Советский Союз:

О нас писали в газетах „Известия“, „Правда“, „Строительная газета“ и других. Нам приходили письма с просьбой прислать чертежи агрегата для упрочнения арматурной стали, методику испытания железобетонных плит, образцы и прочую техническую документацию.

С 1961 года Людмила Евгеньевна работала на кафедре «Сопротивление материалов» в Тульском политехе, пройдя путь от ассистента до доцента. В 1973-м она переехала из Тулы в Тольятти вместе с мужем, которого пригласил в динамично развивающийся Тольяттинский политехнический институт (ТПИ) Арон Наумович Резников, первый ректор вуза. В то время в семье было трое детей. Старшая дочь Наталья осталась в Туле, 9-классница Лидия и трёхлетний Михаил переехали с родителями в Автоград. Следующие двадцать пять лет жизни Людмилы Евгеньевны были посвящены ТПИ, где она работала доцентом (1973–1995) и профессором (1995–1998) кафедры «Сопротивление материалов», вела активную научную и методическую деятельность. Итоги её научно-педагогической карьеры – 70 научных работ, включая брошюры, статьи, 10 методических разработок и учебное пособие к проведению лабораторных работ по курсу «Сопротивление материалов», четыре изобретения в области создания и внедрения арматурных сталей железобетонных конструкций.

Связав свою жизнь с наукой, Людмила Евгеньевна всегда оставалась человеком творческим: с детских лет увлекалась рисованием, в институте пробовала писать маслом, гуашью и акварелью, играла на фортепиано, собирала обширную фонотеку преимущественно классической музыки. Однако именно в изобразительном искусстве она совершила своё главное творческое открытие. В 1992 году она начала экспериментировать с необычными – тонкими и очень яркими – японскими фломастерами. Выполненные ею в оригинальной технике рисунки, которые, по словам Михаила Ароновича Криштала, действовали на него удивительно успокаивающе, впоследствии с большим успехом выставлялись в галереях Тольятти, Москвы, Парижа, Берлина, Дрездена, Дюссельдорфа, Брюсселя, Люксембурга. А в начале нового века Людмила Евгеньевна открыла в себе и писательский талант. Из-под её пера вышли повесть, рассказы и эссе. Познакомиться с ними можно на сайте «Самиздат», где она публиковалась под псевдонимом Ина Эле (Эле – аббревиатура от начальных букв её фамилии, имени и отчества).

Прожитого, увиденного, прочувствованного и испытанного Людмилой Евгеньевной за 94 года хватило бы на несколько жизней. Близкие люди, говоря о её оригинальных рисунках, отмечали «выстраданную ею способность чувствовать „неосязаемое“ и видеть невидимое». Пожалуй, этими словами будет справедливо охарактеризовать и весь её жизненный путь, полный надежд и испытаний, встреч и расставаний, счастья и горя. Путь, который для всех знавших Людмилу Евгеньевну людей всегда будет служить ярчайшим примером того, что возможности человеческого духа поистине безграничны.

Выражаем наши глубочайшие соболезнования в связи с тяжёлой утратой её сыну и дочери, их семьям, внукам и правнукам, а также её ученикам и всем, кого с Людмилой Евгеньевной связывали дружба, работа и общие интересы.

Последней волей Людмилы Евгеньевны было упокоиться рядом с мужем Михаилом Ароновичем Кришталом. Несмотря на сложности настоящего момента, её желание будет исполнено. О дате прощания и похорон будет сообщено дополнительно.

870

просмотров

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019