20 ноября 2019

Работы разные важны

В ТГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики».
Работы разные важны

Организаторы конференции – кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология» гуманитарно-педагогического института (ГумПИ) ТГУ совместно с департаментом образования администрации г.о.Тольятти и Автономной некоммерческой организацией дошкольного образования (АНО ДО) «Планета детства «Лада».

Проблемы ранней профориентации специалисты кафедры исследуют уже два года вместе с муниципальными образовательными учреждениями. С результатами своей работы они решили познакомить педагогов в рамках конференции, так как эта тема сейчас активно пропагандируется на всех уровнях образования, а также реализуется в образовательной практике.

В работе конференции приняли участие более 150 человек – педагоги, учёные, практические работники образовательных организаций из Тольятти и других городов Самарской области, а также из Димитровграда, Ульяновска, Липецка, Санкт-Петербурга и Москвы.

Участников поприветствовали дети: воспитанники АНО ДО «Планет детства «Лада» выступили с коротким зажигательным концертом, в котором представили творческие номера о профессиях. Зал встретил юных артистов бурными аплодисментами.

Работа конференции началась с пленарного заседания. Его открыла Светлана Козлова, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета. Она говорила о современном подходе к ознакомлению детей с трудом взрослых. По мнению Светланы Акимовны, дошкольники и профориентация – не очень сочетаемые понятия, если только не рассматривать профориентацию под другим углом.

Например, как расширение кругозора ребёнка, воспитание его познавательных интересов, приучение его с самого детства любить и уважать труд, получать от него радость и удовлетворение, проявлять творчество. Кроме того, еще одной важной особенностью ранней профориентации профессор из Москвы считает необходимость присматриваться к ребенку, чтобы распознать в нём способности, задатки одарённость и вовремя начать их развивать.

Чтобы интерес к труду, потребность в труде у детей сформировались как можно раньше, важно заниматься трудовым воспитанием. Никогда не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам, – подчеркнула Светлана Козлова.

Другой не менее важный аспект ранней профориентации затронула в своём выступлении ещё одна гостья из Москвы. Доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета Айшат Шахманова рассказала об особенностях формирования экономической культуры у дошкольников.

– Вхождение в мир экономических отношений начинается уже с дошкольного возраста, поэтому необходимо грамотно выстроить стратегию поведения взрослого. Научить ребенка понимать ценность труда, ценность денег, воспитать в нём правильное отношение к экономическим благам как к результату труда, воспитать разумные потребности.

Доктор педагогических науки, профессор и заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Ольга Дыбина поделилась результатами исследований по ранней профориентации, которые с 2017 года кафедра ведёт по заказу департамента образования администрации г.о. Тольятти. За это время на базе образовательных организаций были изучены самые разные культурные практики. Это привычные для ребенка и основанные на его интересах виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жененного опыта.

Культурные практики предоставляют маленькому человеку возможность испробовать новые виды деятельности, обеспечивают условия для развития целеустремлённости, организованности, инициативности и способствуют самореализации в будущем. Профессиональные мини-пробы в культурных практиках позволяют старшим дошкольникам «примерить» в игре профессии, принадлежащие к разным сферам человеческой деятельности, испробовать свои силы в доступных видах деятельности. Более подробно участников конференции ознакомили с культурными практиками в рамках работы секций, которые были организованы на базе дошкольных учреждений города.

Обеспечить вхождение человека в мир профессий необходимо на всех уровнях и ступенях образования, начиная с дошкольного, – уверена Ольга Дыбина.

Профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология», кандидат педагогических наук Эльвира Николаева рассказала о психологических предпосылках вхождения ребёнка в мир профессий. Здесь одна из ведущих ролей отводится семье. Если родители только и делают, что ругают «эту проклятую работу», то ребёнок получает весьма своеобразные паттерны, приучаясь к такому же типу поведения.

Свой практический опыт в направлении «Ранняя профориентация» представила Ольга Корабельникова, директор АНО ДО «Планета детства «Лада». Педагоги, занимаясь с детьми, ставят перед собой весьма конкретные задачи – выявить интересы ребёнка, сформировать у него желание пробовать, выполнять трудовые действия разной профессиональной направленности. Они также работают над модернизацией игровой среды, которая позволит смоделировать профессиональную среду современных профессий. По мнению Ольги Корабельниковой, ранняя профессиональная ориентация в дошкольных образовательных организациях может стать одним из решений задач кадровой политики не только региона, но и всей страны.

Великой силой назвал педагогов и воспитателей директор ГумПИ Юрий Лившиц. Он отметил, что эта сила способна решать самые серьёзные и сложные задачи современности.

– Вам предстоит реализовывать новые начинания, которые сегодня называют инновационными. На мой взгляд, основная инновация нашей жизни – это выполнять главный национальный проект, который лично для меня как для мужчины, отца, руководителя заключается в том, чтобы воспитывать наших детей в духе любви друг к другу, любви к семье. Вот это будущее в ваших руках, и я благодарю вас за то, что вы сделали и ещё сделаете.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019