Первая защита в диссовете ТГУ по педагогике

Первая кандидатская диссертация по педагогике защищена в диссертационном совете Тольяттинского госуниверситета (ТГУ). Целевой аспирант Александра Орлянская представила свою научную работу на тему «Подготовка педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах в условиях социального партнёрства». Исследование молодого учёного – наглядный пример того, как вузовская наука решает конкретные жизненные задачи.
Первая защита в диссовете ТГУ по педагогике
На фото: Александра Орлянская и её научный руководитель профессор ТГУ Ирина Руденко

Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук по педагогическим наукам создан на базе ТГУ недавно: приказ был подписан в Министерстве науки и высшего образования РФ в июне 2024 года. Для вуза, который уже много лет является центром компетенций в области педагогики, это стало новым стимулом к развитию и усилению научно-инновационной деятельности в педагогических направлениях.

Первая защита в диссовете состоялась в конце сентября этого года. Целевой аспирант ТГУ Александра Орлянская представила на соискание учёной степени кандидата педагогических наук диссертацию «Подготовка педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах в условиях социального партнёрства». Исследование проводилось под научным руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры «Педагогика и психология» ТГУ Ирины Руденко.

Александра Орлянская предложила модель образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования, которая позволяет быстро и эффективно дать педагогам основные знания по обучению детей безопасному поведению на дорогах. Модель уже была апробирована в работе с педагогами Самарской области. На базе института допобразования «Жигулёвская долина» ТГУ 309 человек из образовательных организаций г. о. Тольятти и 78 педагогов из Челябинска прошли повышение квалификации по программе «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». При разработке модели образовательного процесса учитывался опыт сотрудников ГАИ, МЧС, педагогов Ресурсного центра г. о. Тольятти. Также Александра Орлянская предложила дидактические материалы, включающие учебно-методическое пособие «Дорога БЕЗопасности» и цифровые технологические карты, которые в работе с детьми могут использовать учителя и воспитатели.

Автор диссертации подчёркивает, что процесс подготовки педагогов основан на вовлечённости социальных партнёров. Так, их необходимо привлекать не только к определению основных требований к подготовке педагогов, к созданию предметно-пространственной среды и дидактических материалов для реализации программы, участию в экспертизе образовательных результатов. Эффективными также являются интерактивные семинары и практикумы по созданию «дорожных» игр, построение маршрутов «безопасный путь в школу» на интерактивной доске, краш-курсы, проектная деятельность, решение ситуационных задач, свободные рефлексивные практики, позволяющие педагогам вместе с практиками осмыслить полученный опыт и закрепить знания.

Результаты исследования внедрены в образовательную деятельность Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва), где в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Алгоритмы межведомственного взаимодействия в деятельности субъектов системы профилактики» по разработанному Александрой Орлянской модулю «Социальное партнёрство в сфере безопасности дорожного движения» обучены 2 950 педагогов из 79 субъектов России.

– Александра Валериевна справилась со своей задачей, показав теоретическую и практическую значимость исследования. Вопрос обучения детей безопасному поведению на дорогах интересует её прежде всего с профессиональной точки зрения. Но, занимаясь исследовательской работой, она увидела здесь научную проблему и достаточно тщательно искала способы её решения. Справилась моя ученица и с волнением, поскольку стала первым соискателем, который защищал диссертацию у нас, – говорит Ирина Руденко. – В состав диссертационного совета по педагогике входят представители вузов разных регионов, поэтому два члена совета не смогли приехать в Тольятти и слушали защиту онлайн. Это потребовало от нас ещё и обеспечить на высоком уровне техническую работу с соблюдением всех требований и рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования России. И радует, что заседание прошло без накладок. Это настраивает на дальнейшую продуктивную работу диссертационного совета на базе ТГУ. Уверена, будущие соискатели предложат в своих научно-исследовательских работах свежие идеи, интересные наработки и предложения.

Соискателю оппонировали доктор педагогических наук, профессор кафедры «Физиология и безопасность жизнедеятельности человека» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Галина Камерилова и кандидат педагогических наук, доцент Челябинского института развития образования Андрей Щербаков. В своих оценках они дали положительные отзывы. По итогам заседания диссертационного совета принято единогласное решение о присуждении Александре Орлянской учёной степени кандидата педагогических наук по научной специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования».

– Первая защита в нашем диссертационном совете стала ярким событием не только для университета, но и для всего научно-педагогического сообщества Самарского региона. Обеспечение безопасности жизни детей и подростков является приоритетной задачей государства. Александра Орлянская рассмотрела эту актуальную проблему в контексте подготовки педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах, – говорит доктор социологических наук, директор гуманитарно-педагогического института ТГУ Татьяна Иванова. – Достижения молодого учёного стали возможны благодаря сформированному в университете треку подготовки высококвалифицированных специалистов: бакалавриат-магистратура-аспирантура.

Александра Орлянская – выпускница кафедры «Педагогика и психология» ТГУ. Прошла обучение на бакалавриате, в магистратуре, затем стала целевым аспирантом. Тема для диссертации выбрана, исходя из профессионального опыта Александры. Много лет она работает в системе пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Самарской области. Параллельно Александра Орлянская преподаёт на кафедре «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института ТГУ.

Диссертационный совет по педагогическим наукам начал работу в Тольяттинском госуниверситете в 2024 году. В состав совета входят 13 ведущих учёных вузов Тольятти, Санкт-Петербурга, Республики Калмыкия, Ростова-на-Дону. Председателем диссертационного совета назначена профессор кафедры «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского госуниверситета, доктор педагогических наук, профессор Ирина Руденко. Совет принимает к рассмотрению и защите работы на соискание учёных степеней кандидата или доктора педагогических наук по научным специальностям: 5.8.1 «Общая педагогика, история педагогики и образования», 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования».

Автореферат диссертации представлен здесь.

450

просмотров

445020, Самарская область, Тольятти, Белорусская ул.,14

+7 (8482) 44-94-24,
44-94-44

Пн-пт: 8:15-17:00 (перерыв: 12:30-13:15)

office@tltsu.ru