01 сентября 2021

Функциональная грамотность с дошкольного возраста

Доцент Тольяттинского государственного университета Елена Сидякина презентовала коллегам пособия по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Презентация состоялась в рамках городской традиционной Августовской конференции работников образования.
Функциональная грамотность с дошкольного возраста

Конференция стартовала 25 августа и будет проходить до 9 сентября 2021 года в формате онлайн-трансляции. Одним из её участников стала доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» гуманитарно-педагогического института (ГумПИ)ТГУ Елена Сидякина. Она представиласерию учебно-методических пособий «Функциональная грамотность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО».

Серия была разработана преподавателями Тольяттинского госуниверситета – сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Педагогический поиск» кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ГумПИ Светланой Анфисовой, Анной Козловой, Аллой Ошкиной и Еленой Сидякиной.

Руководила работой завкафедрой Ольга Дыбина в рамках исполнениятемы «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста», реализуемой совместно с Центром информационных технологий (ЦИТ) г.о. Тольятти на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций города по приказу Департамента образования.

Учебно-методическое пособия опорного ТГУ подготовлены в соответствии с современными международными и российскими тенденциями в образовании. Их уникальность заключается в разработке банков заданий по формированию математической, финансовой, естественно-научной, читательской (литературной), читательской (языковой) грамотностей у детей начиная с дошкольного возраста. При разработке заданий творческие группы города руководствовались методологией исследований PISA для обеспечения преемственности методического инструментария (дошкольная образовательная организация и школа).

Как рассказала Елена Сидякина, задания пособий контекстны – в них описаны условия, жизненные ситуации, связанные с имеющимся у ребенка знаниями в сфере функциональной грамотности, опытом, с реальной детской субкультурой. Центральным элементом содержания каждого контекстного задания является концепт – смысл, имеющий значение для реальной жизни ребенка.

Педагоги дошкольных образовательных организаций города и региона смогут познакомиться с учебно-методическими пособиями по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошколят, созданными преподавателями опорного ТГУ, на сайте ЦИТ.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019