18 ноября 2021

Чему и как учат вузы

Российские вузы всё чаще применяют модель делового совершенства Премии Правительства РФ в области качества для повышения качества и эффективности системы менеджмента. О том, почему это стало важным, говорили участники сессии «Повышение качества в сфере образования за счёт применения модели делового совершенства» международного форума «Всемирный день качества – 2021». Одним из спикеров стал ректор Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаил Криштал.
Чему и как учат вузы

Модели управления качеством образовательной деятельности и лучшие практики на сессии также представили проректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Михаил Осадчий, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова Олег Янушевич, ректор Белгородского государственного университета Олег Полухин, завкафедрой товароведения Ростовского государственного экономического университета Карина Механцева, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств Альбина Бикбулатова. Команды этих вузов в разные годы становились дипломантами или лауреатами Премии Правительства РФ в области качества.

По словам Карины Механцевой, вопросы повышения качества образования, изменения подходов к нему последние годы оживлённо обсуждаются в академическом сообществе и в бизнес-среде.

– Меняется терминология, меняется представление об образовательном процессе, соответственно, вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании», вводятся новые образовательные аккредитационные показатели, – уточнила представитель Ростовского государственного экономического университета. – Поэтому вузы всё активнее интегрируют систему менеджмента качества в свои бизнес-процессы. В частности, вводят практику проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, чтобы оценить себя со стороны.

Михаил Криштал обратил внимание на существование двух противоположных взглядов на качество. Одни определяют качество как степень соответствия минимальному уровню требований. Другие считают, что качество – это степень соответствия идеальному состоянию объекта.

– По сути, первое определение стимулирует не к повышению качества, а к сдерживанию роста его уровня. Второе стимулирует непрерывное стремление к идеалу или к совершенству. Мы придерживаемся именно стремления к совершенству, и, хотя понимаем, что идеал не достижим, это стремление задаёт рамки нашей работы, – подчеркнул ректор Тольяттинского госуниверситета.

Такое же понимание качества и в Белгородском госуниверситете. Олег Полухин рассказал, что эффективная система менеджмента качества вуза сформирована за счёт внедрения инструментов проектного менеджмента и бережливого управления.

– Мы хотели бы претендовать на такой системообразующий научно-образовательный, инновационно-производственный и социокультурный центр, который был бы известен в стране и оказывал существенное влияние на развитие экономики, социальной сферы, повышение качества жизни населения в федеральном масштабе. Это сверхзадача, к которой мы стремимся, – констатировал Олег Полухин.

У каждого университета свой рецепт повышения качества образовательных услуг. Но спикеры единодушно признали, что процесс совершенствования должен быть непрерывным. При этом Михаил Криштал акцентировал: для качества высшего образования одинаково важны и содержание, и форма учебного процесса.

– Качество образования – это не только то, какое содержание преподаватель даёт студенту. Это и то, как оно доводится до студента. И в этом случае уже не важно, чтобы это делал именно преподаватель. Нужна целая технология упаковки и передачи содержания, выстроенная вокруг студента, – рассказал Михаил Криштал. – Конечно, надо помнить, что из апельсина нельзя выдавить томатный сок. Но надо помнить и то, что фрукты невозможно положить в сосуд с узким горлышком. Для качества образования одинаково важно и то, чему мы учим, и то, как мы учим. И содержание, и форма.

Работать над повышением качества образования ТГУ «заставили» усиление конкуренции с вузами из других регионов (в связи с введением ЕГЭ) и стран, развитие современных технологий и появление открытых онлайн-курсов. Вступая в глобальную конкуренцию за абитуриентов, тольяттинский вуз запустил в 2014 году проект «Росдистант». В его идеологию сразу закладывался внутренний стандарт качества. Запуск, по сути, конвейера онлайн-курсов потребовал выстроить технологии и изменить схемы разделения труда.

– Быстрая смена технологий требует постоянной вовлечённости в практику. Поэтому высококвалифицированный специалист, даже имея педагогические таланты, не успевает заниматься преподаванием. В пределе возможен переход от схемы «один преподаватель-предметник, ответственный за содержание и форму» к схеме «профильный специалист-практик и две группы – “упаковки” контента и сопровождения». Такая схема позволяет резко поднять производительность труда вместе с качеством, которое подразумевает поддержание актуального содержания и чётко фиксируемый образовательный результат. Именно это мы сделали у себя, – говорит Михаил Криштал.

«Росдистант» обеспечил ТГУ стабильный приток абитуриентов из России и русскоязычного зарубежья. Контингент всех форм обучения вырос с 2014 года в два раза – до 21 тысячи человек. Из них более 14,5 тысяч – студенты «Росдистанта». Среди обучающихся – жители всех регионов России (более 9 тысяч) и 23 стран мира (около 2 тысяч человек). В 2020 году «Росдистант» дал около трети бюджета Тольяттинского госуниверситета. Стоит отметить, что через год после запуска проект вышел на самоокупаемость, а через два окупил инвестиции.

Смена формата работы привела к изменению содержания. На сегодня в ТГУ создана полноценная система сопровождения как для студентов, так и для преподавателей. В вузе научились снимать цифровой след и оценивать качество онлайн-курсов, получая не только экспертизу профессионалов, но и обратную связь от студентов. Помимо этого, к оценке качества привязали систему оплаты труда.

– Помните басню «Лиса и журавль»? Лиса давала журавлю манную кашу на плоской тарелке, а тот лисе – окрошку в сосуде с узким горлышком. В итоге оба ничего не поели и разругались. Получается, со времён Эзопа известно, что хорошее содержание можно вогнать в абсолютно неприемлемую форму, из которой невозможно это содержание извлечь, – резюмировал ректор ТГУ. – Выигрывает тот, кто в состоянии удерживать внимание и обеспечивать максимально комфортное и эффективное усвоение учебного материала. Для этого надо учитывать индивидуальные способности и наклонности каждого студента и особенности поколений Z и миллениалов в целом.

Полностью дискуссию «Повышение качества в сфере образования за счёт применения модели делового совершенства» можно посмотреть по ссылке.

Справка:

ТГУ удостоен Премии правительства РФ в области качества дважды: в 2009 и 2019 годах. За десятилетний перерыв произошли изменения не только в работе вуза (ТГУ получил статус опорного университета), но и в самой модели Премии Правительства РФ в области качества. Так, престижность победы выросла в связи с тем, что критерии Премии Правительства РФ в области качества в 2019 году были гармонизированы с критериями Европейской премии по качеству: модель совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM – European Foundation for Quality Management).

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019