В ТГУ выяснили, как молодёжь относится к СССР

Исследование, опубликованное в вестнике нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, основано на данных, полученных от фокус-групп студентов Самарской области, оно показывает, как формируется историческое сознание у молодёжи.
Цель исследования – построение модели исторического сознания молодёжи на основе их восприятия советского времени. В рамках работы были организованы четыре фокус-группы, с участниками проводили дискуссии с заранее разработанным опросником.
В ходе исследования выяснилось, что представления молодых людей о советской эпохе складываются на трёх уровнях: формальном – школьные знания, интернет и учебники, которые воспринимаются учениками как скучные; эмоциональном – воспоминания родных, фильмы и мультфильмы, создающие образ «тёплого» и простого прошлого; осмысляющем – попытки критически разобраться, но зачастую без методической поддержки и с нехваткой достоверных источников.
Проблема в том, что эти уровни часто не соединяются в целостную картину, а сосуществуют параллельно. Как итог – фрагментарное восприятие, смешение фактов и мифов, эмоциональная переоценка.
– Анализ материалов фокус-групп показал, что у молодёжи преобладает прагматический подход к советскому периоду истории, – отмечает Ирина Цветкова. – Учебную информацию о советском периоде характеризует большой объём, трудности восприятия. При этом многие выпускники школ советский период изучают лишь частично, поскольку в выпускном классе учебные часы перераспределяют в пользу других предметов ЕГЭ. Частичность информации восполняет интернет. Здесь много информации в упрощенном виде, которая распространяет и закрепляет стереотипы о вождях и о советском образе жизни.
Чтобы у молодёжи появилось глубокое и взвешенное отношение к прошлому, по мнению исследователя, нужны: объективные источники информации, диалог с педагогами, родителями и культурными институциями, новые форматы преподавания истории – живые, интересные, интерактивные.
Различия в отношении к советскому периоду напрямую зависят от уровня знаний по истории, полученных в школе. Фрагментарность восприятия советского времени у молодёжи связана с недостатком системных знаний, распространением негативных стереотипов и трудностями в осмыслении различных точек зрения, представленных в публикациях о советской эпохе.
– Результаты исследования обращают внимание на существование проблемы, которая имеет отношение к российскому обществу в целом. Фрагментарность и неполнота знаний о советском периоде у молодёжи создаёт предпосылки для манипулирования сознанием. В интернете множество примеров того, как искажают факты о советском обществе, образе жизни. Советский период нередко пытаются представить, как ошибку, как неудачный социальный эксперимент. Такой образ углубляет разрыв между поколениями, – комментирует исследователь.
Достижения в социальной сфере, бесплатное образование, здравоохранение, доступное жилье, строительство Куйбышевской ГЭС, строительство АВТОВАЗа – эти события вызывают гордость у молодёжи.
По словам Ирины Цветковой, если нужно понять настоящее, стоит обратиться к прошлому. В период перестройки попытка отречься от советского наследия привела к негативным последствиям, с которыми общество сталкивается в настоящее время. Историческое сознание не изолировано от современности, оно определяет будущее всех поколений.
Ксения Байдова, студентка ТГУ