Документ без названия Документ без названия Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.pngk

А что же думает народ?

А что же думает народ? 19.06.2017

Участники смены «Политика» молодёжного форума «iВолга – 2017» побывали на семинаре «Исследование общественного мнения» от ведущего федерального эксперта – генерального директора центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Фёдорова.

В России не все идут на контакт при социологических исследованиях. А жить без статистики и не проводить опросы вообще нельзя. Поэтому, как рассказал Валерий Фёдоров, специалисты в области социологии, психологии и политологии нашли выход – создали группы коммуникабельности. Такие группы делят людей по типам общения: страстные, хладнокровные, деловые, душевные. Соответственно, чтобы опросить ту или иную группу людей, нужно применять разные формы опроса.

Каждая форма получения социологической информации имеет значение и соотношение «цена-качество». Специалисты, получая данные почтового опроса, считают его «разведочным», поскольку возврат анкет, как правило, очень невелик. Сложить общую картину можно, но с большой погрешностью.

Если данные почтового опроса считают ненадёжными, то массовые опросы в виде личного интервьюирования (face-to-face) называют более точными. Но и здесь в большинстве случаев всё зависит от компетентности интервьюеров. Валерий Фёдоров привёл в пример интервьюеров, проводящих опросы на улице с планшетом. Это новая методика. Её удобство в том, что статистика формируется в режиме реального времени. Но недобросовестные специалисты и там умудряются схитрить, чтобы меньше работать и получить больше денег – они подговаривают участвовать в опросе прохожих или своих знакомых. Иногда в ход идут ловушки. Самая распространённая – социально одобряемые ответы: интервьюер формулирует вопрос так, что человек, скорее всего, ответит на него предсказуемым образом. Эксперт привёл в пример часто задаваемый вопрос: «Вы собираетесь на выборы?». В среднем 70% опрошенных дают положительный ответ, а в реальности на выборы приходит меньше на 15-20%!».

 Конечно, разработано множество методик контроля за чистотой опросов, но устранить эту проблему полностью пока не удаётся. Хотя, например, при телефонной форме опроса весь разговор записывают и можно отследить работу персонала в колл-центре. Качественный телефонный опрос дает хорошие данные, с которыми можно работать социологам.

При высокой активности людей в интернете ВЦИОМ запустил мобильное приложение для опросов. К сожалению, у этого метода есть свои минусы – невозможно точно установить характеристику респондента, так как многие скрывают в социальных сетях свой возраст, а иногда и пол. Люди, ориентирующиеся в социальных сетях, могут быть полезны в выявлении товарных предпочтений «продвинутой группой» в возрасте 15-30 лет.

Участники семинара поинтересовались: возможно ли оставить одну форму опроса, но доработать её до такой степени, чтобы качество статистики не ухудшалось? Валерий Фёдоров ответил, что, скорее всего, всегда будет несколько форм, чтобы формировать качественные данные.

Текст: Дарья Оплетина