5c1316c960d5f613

Разумные компьютеры

18.03.2019 разумный компьютер, интерактивная лекция в ТГУ, искусственный интеллект, неделя высоких технологий и технопредпринимательства, неделя высоких технологий, неделя технопредпринимательства, технопредпринимательство

В опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) прошла интерактивная лекция, посвящённая созданию искусственного интеллекта. В рамках недели высоких технологий и технопредпринимательства учащимся 10-11 классов рассказали о разработках в областях робототехники и искусственного интеллекта.

Занятие было разделено на две части. В первой кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Виталий Климов рассказал об истории создания «разумной машины». Во второй доцент кафедры «Промышленная электроника» Евгений Глибин продемонстрировал практический образец робота, который обладает компьютерным зрением.

Для начала Виталий Климов развеял некоторые заблуждения по поводу искусственного интеллекта (ИИ). Они возникают, например, из-за неточности перевода английского термина «artificial intelligence». Устоявшаяся формулировка «искусственный интеллект» представляет человеческий разум как идеал, поэтому многие считают, что речь идёт о способности компьютера мыслить, как человек. Оказалось, это не совсем так.

«Intelligence» это не «интеллект», а «умение рассуждать разумно», что человеку не всегда свойственно, так как, помимо разума, мы обладаем чувствами. Это подчёркивает, что для ИИ нет задачи как-то имитировать человеческое поведение. На эту технологию возлагается миссия проектирования и быстрого решения различных задач, – отметил Виталий Климов.

Спикер углубился в историю и рассказал, что в далёком 1950 году в качестве временного решения, для понимания и определения искусственного интеллекта, учёными было предложено сравнивать его с человеком, то есть познавать «мыслящую машину» в сравнении с интеллектом разумного существа. Алан Тьюринг представил описание эмпирического теста, условия которого были просты. В три комнаты помещают искусственный интеллект, любого человека и подготовленного эксперта, который поочерёдно задаёт одинаковые вопросы человеку и машине. Тест проходит в форме печатной переписки. На основании ответов эксперт должен определить, кто есть кто. Если он не может точно сказать, кто является живым, а кто электронным, то считается, что машина прошла тест. Однако, по словам лектора, в настоящее время тест Тьюринга не используется, и на это есть причины.

Человеку свойственно лгать, вести себя неразумно, и получается, этот тест направлен на то, чтобы обмануть эксперта, а не показать свою разумность. Искусственный интеллект – это источник быстрых и нужных технических решений для человечества, а не компьютер, пародирующий человека, – пояснил Виталий Климов.

Преподаватель отметил, что искусственный интеллект применяется в большей степени для решения задач повышенной сложности. Например, как компьютер без ИИ может увидеть и найти книги на фотографии? Это делается посредством программного кода, который выделяет границы всех объектов, формирует массив замкнутых контуров, а так как большинство книг имеют прямоугольную форму, то система просто выделяет подобные контуры, тем самым определяя местоположение книг на изображении.

Вторая, интерактивная, часть лекции, была посвящена демонстрации компьютерного зрения на опытном прототипе самодвижущегося робота. Разработка представляет собой небольшую тележку, на которой закреплены управляющая плата, компьютер и веб-камера. Робот передвигается на четырёх колёсах, а поворачивает за счет замедления левого или правого колеса, подобно гусеничной технике. Это устройство, созданное студентами кафедры «Промышленная электроника», способно видеть и понимать своё окружение.

Здесь используется программа, которая проверяет изображение на камере, ищет специальный маркер и, в зависимости от того, где находится опознавательный знак в кадре, заставляет колёса вращаться быстрее или медленнее, – пояснил лектор.

Проще говоря, этот робот может самостоятельно определять любой объект, на который нанесена определённая метка, и следовать за ним. Такой анализ получаемого изображения и называется компьютерным зрением.

Евгений Глибин пояснил, что эта технология широко распространена повсеместно, и каждый из нас ежедневно сталкивается с ней. Например, сканер штрих-кода в магазине, телефон, который может распознавать различные ссылки, зашифрованные в QR-коде, или камеры, фиксирующие нарушения ПДД на дорогах города. На лекции школьники могли сами протестировать разработку студентов ТГУ, управляя роботом с помощью обычного листа бумаги с нанесённым на него маркером.

В завершение лекции Виталий Климов попытался ответить на самый главный вопрос: сможем ли мы застать этот «идеальный» искусственный интеллект, о котором грезит человечество?

Эти разработки и сам технологический прогресс с каждым годом наращивают темпы развития, поэтому сложно прогнозировать, но сегодняшние абитуриенты, если поступят к нам на кафедру «Прикладная математика и информатика», естественно, будут работать с самыми современными технологиями машинного обучения искусственного интеллекта.

 

Леонид Шушпанов


Просмотров: 209