23.10.2017

Как и чему учить поколение Z


«Менять нельзя работать как прежде». Где ставить запятую?

Образовательный форум DiGIT «Дидактика. Геймификация. Информационные технологии», который прошёл в Тольяттинском госуниверситете с 20 по 21 октября, открыла беседа на тему «Менять нельзя работать как прежде».

Разговор прошёл в формате Keynote Talk (основной доклад). Модераторами выступили два эксперта из Эстонии – докторант Института цифровых технологий и специалист по развитию проектов центра образовательных технологий Таллинского университета Марина Курвитс и лектор Таллинского технического университета, автор книги «Математические основы инвестирования» Юри Курвитс.

Особый акцент спикеры делали на внедрение современных технологий в учебный процесс. Они поделились своим опытом преподавания и переосмысления традиционной системы обучения. По их мнению, на первом плане должен стоять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а смартфон необходимо воспринимать как инструмент каждого современного школьника.

Эксперты уверены, что влияние цифровых технологий теряется, если не делать упор на изменение педагогики. Для них задача преподавания – это научить детей справляться с изменениями: «Единственное, что у нас есть постоянное – это наши изменения и их скорость», – считает Марина Курвитс.


Текст: Лейла Белова

Искусственный мир

Программу форума DiGIT 20 октября продолжила презентация «Технологии дополнительной и виртуальной реальности». Её представила директор по маркетингу компании «EligoVision» Валерия Холодкова (Москва).

Виртуальная и дополненная реальность, две очень похожие и в то же время очень разные технологии. Применение и распространение AR и VR технологий начались в военной отрасли, а сегодня используются практически везде, в том числе и в образовании.

Виртуальная реальность больше похожа на фильм «Матрица»: человек настолько глубоко погружается в искусственно созданный мир, что уже не понимает, где он находится и путает реальное с виртуальным. Это и есть конечная цель технологий VR – обмануть человеческий мозг при помощи синтезированных ощущений: визуальных, слуховых, тактильных.


– Многие компании занимаются разработкой своих версий виртуального шлема: Oculus Rift от Oculus VR, Gear VR от Samsung, Project Morpheus от Sony. Но первые подобные устройства появились давно, ещё в ХХ веке. Первый шлем виртуальной реальности создан в 1968 году благодаря профессору Айвену Сазерленду и его студенту Бобу Спроулу, – рассказала слушателям Валерия Холодкова.


Что же касается дополненной реальности, то её проще понять по фильму «Терминатор». Тут вы прекрасно понимаете, где находитесь и что вокруг вас происходит, но окружающий вас мир приобретает некоторые дополнительные элементы, которые накладываются поверх изображения, которое вы видите. Например, герой Арнольда Шварценеггера, имея камеру вместо человеческого глаза, получал подсказки в реальном времени о том, куда пойти и кого найти, что приобрести или что отнять.

Симуляция и тренажеры – основная площадка для реализации AR и VR технологий сегодня. К примеру, симуляция пожаров, землетрясений или симуляций операций для студентов медицинских университетов. В такой «игре» будущий врач может потренировать свои навыки, чтобы дальше успешно выполнять реальные операции.

Туризм, навигация – ещё одна сфера, где могут применяться симуляторы и тренажёры. Вы можете просто навести свой телефон на объект и увидеть его историю, можете включить интерактивную карту. Бесплатное приложение «Starchart» уже позволяет увидеть любую планету или созвездие, подсчитать, сколько километров от вас до солнца. Для этого достаточно просто навести смартфон на небо.

– В приложении «Искусство Google Tilt Brush» вы надеваете шлем и погружаетесь в тёмное пространство, где вокруг вас создается трёхмерная картинка. Там вы рисуете и просто наслаждаетесь виртуальной реальностью, – привела пример спикер.

Какое будущее нас ждёт с этими технологиями? Как рассказала Валерия Холодкова, через четыре года уровень проникновения виртуальной и дополненной реальности достигнет 80%. Сейчас в мире продано 100 тысяч AR и VR технологий, к 2021 году цель – продажа около 100 миллионов AR и VR гарнитур. Самое важное – что эти технологии доступны для всех, у кого есть смартфон. Создание новых вещей, генерация идей, задумок, пожеланий – всё это уже реально.


Текст: Наталия Даниленко

Проворная технология управления

В рамках образовательного международного форума «DiGIT» 20 октября прошла лекция с элементами тренинга «Agilе в обучении». Спикер -сертифицированный коуч ACC ICF, кандидат психологических наук Наталья Гульчевская объяснила участникам форума не только на словах, но и в игровой форме, что такое «Agile» и где применяют этот метод.


С каждым годом скорость появление инноваций в мире увеличивается. Не успеет человек разобраться с одной технологией, как на её место приходит другая. Возникает опасность, что человеческий мозг не будет успевать за всеми новыми технологиями. Для того, чтобы этого не произошло нужно находить новые подходы к работе, более эффективные технологии, которые меняют мышление и помогают приспосабливаться к непостоянным условиям жизни.


Agile (от англ. «ловкий, проворный») - является одной из таких технологий управления проектной или учебной деятельностью. При её применении проект дробится на несколько этапов, каждый из которых имеет жёсткий дедлайн. Одним из главных критериев Adile является командная работы. Команда не только постепенно выполняет работу, но и оценивает её, анализирует отзывы, что позволяет быстро среагировать на какие-либо изменения и адаптироваться к ним, а не чётко следовать первоначальному плану. Интересно использование Agile в маркетинге компании Lego: как только в прокат выходит новый мультфильм, компания Lego создаёт героев и конструкторы на его основе, пока интерес к новинке у ребёнка не пропал. Если говорить об образовании, то в команде, которая работает по технологии Agile, главное - это люди и взаимодействие между ними, а не процессы и инструменты. Система подстраивается под людей, а не наоборот. И значимое обучение будет важнее формальной оценки. Известны истории, когда будущие инноваторы получали двойки на уроках, так как нестандартно подходили к решению проблемы. На вопрос: как сочетается Аgile с образовательным процессом, Наталья Гульчевская подчеркнула, что точного ответа дать пока невозможно, так как исследования ещё проводятся.

Эксперт рассказала и о такой методологии улучшения процессов работы, как Scrum (от англ. «толкотня в регби»). Здесь важными условиями деятельности внутри команды являются взаимозаменяемость, уважение, чуткость, сочувствие, принятие и значимость каждого участника. Также команда должна выбрать scrum мастера - ведущего группы, ответственного за процесс. Для того, чтобы в проектной деятельности достичь цели - изготовить готовый уникальный продукт, - команда делит процесс работы на промежутки (спринты). Каждый спринт имеет разное или фиксированное время, которое выбирает команда в зависимости от работоспособности.

Во время тренинга участники смогли полученную теорию применить на практике. Причём, Наталья Гульчевская выступили заказчиком, которому хотелось получить от шести команд наглядное пособие модели Кеневин. Модель Кеневин – это система, которая помогает принять решение при коллективных обсуждениях, особенно в тех случаях, когда необходимо учесть сложные аспекты проблемы. В основе модели лежит распределение проблем по четырём областям: сложность, упорядоченность, хаос, порядок.

Участникам тренинга потребовалось полтора часа для выполнение учебной цели - изучение самой модели Кеневин и практической цели- отражение её наглядно. В ход шли воздушные шарики, фломастеры, пластилин и даже пластиковые трубочки. Весь процесс работы был разделён на уже знакомые участникам спринты. Команда студентов представила модель Кеневин в стиле минимализма. По их мнению, системы внутри модели взаимодействуют, поэтому они вместе напоминают непрерывную спираль. Другие команды пытались представить системы в виде нотного стана, детских игрушек и т.д.

Участники признались, что до лекции-тренинга они не сталкивались с системой Agile. Но теперь намерены пересмотреть свои подходы в работе с командами и с проектами.


Текст: Рузана Салимова

Фото: Артём Чернявский