Перевернём класс, перевернём и мир

23.10.2017

DUyugzIron8.jpg

В рамках образовательного форума DiGIT «Дидактика. Геймификация. Информационные Технологии», который проходил в Тольяттинском госуниверситете 20-21 октября, ведущие эксперты России, Эстонии, США рассказывали о новых образовательных технологиях, которые уже переворачивают мир. Причём, участники форума могли не только послушать лекции, но и посетить мастер-классы, тренинги, воркшопы, а также трансформационные, образовательные и экономические игры.

Играй. Мотивируй. Учи.

Кeynote talk «Будущее процесса обучения на базе игр» провёл 20 октября гуру в области геймификации Ю-Кай Чоу (США), создатель структуры Octalysis. Речь шла о необходимости внесения в программы обучения квестов, игр, системы поощрений.

Octalysis – анализ схемы восьми факторов мотивации человека. «Ими движимо всё, что мы делаем», - отмечает считает Ю-Кай Чоу. Именно благодаря им человек эффективно и с энтузиазмом выполняет свою работу или учится. Существуют факторы левого полушария (внешние) и правого полушария (внутреннего).

К внешним или, как их ещё называют, «белым» факторам относят чувство собственной значимости, стремление к лидерству и раскрытие творческого потенциала. Они не вызывают у человека волнения, лишь чувство уверенности в себе. Позволяют ощутить себя сильной личностью и добиться поставленных целей благодаря имеющимся навыкам.

К внутренним (или «чёрным» факторам) относят ограниченность ресурсов, непредсказуемость (любопытство) и безопасность. Они считаются негативными и заставляют человека чувствовать себя неуверенно, неловко. Могут заставить бояться неудач или вызвать чувство одержимости. Но Ю-Кай Чоу отмечает, что «несмотря на то, что факторы негативные, это не делает их плохими».

Ещё два фактора – конкуренция и чувство владения и накопления – включают в себя свойства как «белых», так и «чёрных». «Когда устраиваете игры, очень важно понимать последствия, которые могут появиться, и которые вы не планируете» - говорит Ю-Кай Чоу.

Текст: Анна Ветлугина

Нереальная реальность

На скиллап-тренинге «Создание AR и VR проектов» от директора по маркетингу «ЭлигоВижн» (Москва) Валерии Холодковой любой желающий независимо от возраста и образования мог попробовать создать свой маленький мир в AR (augmented reality - дополненная реальность). Спикер презентовала специальное программное обеспечение от компании «EligoVision», посредством которого и осуществлялось создание дополненной реальности.

«Моя основная задача – познакомить людей с технологией дополненной реальности и мотивировать их на изучении новых технологий и внедрения их в образовательный процесс», – пояснила Валерия Холодкова

Участникам тренинга дали померить AR-очки от компании «EPSON», чтобы понять, как можно преобразить окружающий мир с помощью новых технологий. Например, запрограммировать определённые элементы наполнения обычной газеты (проще всего, изображения) и создать из них точки для привязки объектов. При обнаружении этих элементов, очки спроецируют для вас 3D изображение на страницах газеты.

Тренинг начался с объяснения основ создания проектов в программе. Каждому участнику выдали листовки с различными маркерами. Запуская тот или иной сценарий, можно было поднести к веб-камере соответствующий опознавательный знак, после чего на нём появлялась 3D модель. Также Валерия Холодкова дала возможность каждому создать свой сценарий с несколькими анимированными объектами и звуковым сопровождением. Результаты работы можно было передать на свой смартфон и забрать с собой.

Текст: Леонид Шушпанов

Организационные расстановки: поиски развития.

Организационная расстановка - это нечто материальное или заложено у нас в сознании? Какие психологические аспекты могут повлиять на эту расстановку? На эти вопросы ответила ведущая семейных и организационных расстановок, руководитель авторской психологической студии Нона Ямакова (Тольятти) в рамках сессии «Организационные расстановки для развития бизнеса и карьеры».

Психологическая игра завязалась вокруг заведующей учебного заведения Марии. Она пришла на сессию с одной лишь целью: понять, какая организационная расстановка поможет дать толчок её коллективу для дальнейшего развития. Мария изначально обозначила проблему – отсутствие психологического климата в команде. Но по ходу игры стало ясно, что психологический климат не главная проблема. Напротив, именно он и может стать препятствием на пути реализации заданных целей. «Психологический климат должен стать эффектом, а не средством выполнения определённых задач. Нужно всегда выходить из зоны комфорта. Тогда это можно будет назвать развитием», - объяснила Нона Ямакова.

Участники сессии должны были отыграть определённые роли «объектов» в системе образовательного учреждения Марии. Игра строилась на феномене замещения. То есть при организационной расстановке у каждого участника должен был срабатывать механизм психологической защиты. Тем самым, все в ходе игры активно общались друг с другом, приходили к разногласиям, спорили, но именно так рождалась истина. Данный процесс моделирования позволяет практически воспроизвести тот или иной вид человеческой деятельности путём искусственного конструирования среды.

Заключительный этап сессии назывался «Личные аспекты» и заставил участников «покопаться в себе». Например, Марии было трудно принять своё прошлое: «Моя первая работа также была связана с образовательной деятельностью. Был определённый скачек, эмоции… но опыт ни к чему не привёл». По ходу обсуждения стало ясно, что именно принятие прошлого и признание отсутствия каких- то навыков в настоящем даёт толчок к движению.

- В любой организационной расстановке важно учитывать интеграцию времени: наше прошлое, настоящее и будущее. Надо понимать, где мы застряли и тогда мы сможем регулировать работу, - отметила Нона Ямакова.

Текст: Юлия Белкина

5JbnNa3nCp0.jpg

Новый сценарий урока

Воркшоп «Перевёрнутый класс как тренд и вызов в школьном образовании», который провели докторант Института цифровых технологий и специалист по развитию проектов центра образовательных технологий Таллинского университета Марина Курвитс и лектор Таллинского технического университета Юри Курвитс, заставил учителей школ и преподавателей вузов по-новому взглянуть на образовательные программы.

«Перевёрнутый класс» - это инновационный сценарий обучения. Как рассказывает Марина Курвитс, его отличие от традиционного сценария в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т.п.), а высвобождённое время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений и на создание учениками нового учебного продукта. «Работая совместно учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учеником один на один», - подчёркивает Марина Курвитс.

Конечно, такая организация учебного процесс полностью меняет привычные роли как учителя, так и ученика. А это даётся нелегко. Ведь за многие годы ученики уже привыкли к пассивной роли, а учителя в «Перевёрнутом классе» теряют свой статус центральной фигуры.

В России пока небольшое количество школ решились перевернуть классы. Поэтому преподавателям, которые посетили воркшоп Юри и Марины Курвитс, были интересны все тонкости внедрения подобной программы на практике. Как объяснить родителям подобную методику преподавания? Как реагируют сами дети на новый метод обучения? Возможно ли применить данную технологию для детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями? Вопросов было много, и спикеры подробно отвечали на них, опираясь на опыт, полученный как в Эстонии, так и в России, рассказывали о проблемах, с которыми уже сталкиваются преподаватели «Перевёрнутых классов». Также эксперты представили несколько тренингов, которые раскрывали все особенности современной методики: как писать сценарий к урокам, как правильно организовывать учеников и прочее.

«Вы не сможете перевернуть класс, пока не перевернёте представление об обучении в своей голове», - подчеркнула в конце встречи Марина Курвитс.

Текст: Виктория Корниевская

Фотографии материалов: Артём Чернявский