16.06.2017

iВолга, смена "Политика":Теория проекта


Участникам смены «Политика» форума «iВолга – 2017» бизнес-тренер проектной деятельности конкурса Министерства образования Российской Федерации Константин Буянин рассказал про трансформацию и адаптацию проекта. Мастер класс длился около трёх часов и прошёл в форме дискуссии по основам управления проектами.


В первую очередь проект – это замысел, идея, продукт которого уникален и неизвестен миру. Важно понимать, что деятельность специалистов прекращается тогда, когда завершается проект.

Члены команды проекта должны обладать необходимыми компетенциями. Руководитель проекта несет ответственность не только за управление проектом, но и за планирование и исполнение планов работ, получение и использование ресурсов, отвечает за отслеживание прогнозов стоимости, сроков и за многие другие аспекты.


Существуют классы проектов: монопроект, мультипроект, мегапроект. Сразу нужно понимать, куда относится именно твоя инновация, чтобы грамотно распределить свои силы. Типы проектов – технические, социальные, экономические и другие. Виды проектов – научно-исследовательские, научно-образовательные, инновационные и инвестиционные.


У успешного проекта существуют жизненные циклы и основные фазы – этапы работы над проектом, выполнение которых приводит к получению ощутимого измеряемого результата. Первая фаза – инициатива, например, заявка проекта на форум. Вторая – планирование или по-другому ПУП (план управления проектом). Третья – исполнение и контроль. В завершающей стадии все отчётные документы подготавливаются и сдаются в архив.

Эксперт напомнил, что оформлять проект нужно по ГОСТу Р 54869. Утвержден он был в 2011 году. Те, кто настроен серьезно связать свою жизнь с проектной деятельностью, должен изучить этот документ и следовать прописанным в нём требованиям.

По словам Константина Буянина, каждый проект – это риск, рождающий идеи. Любая инициатива направлена на прогнозирование будущего, а также на формирование мира. Существует что-то вроде негласной формулы – новая технология рождает новый продукт.

Задача проектной команды найти инструменты и научиться ими владеть. Один из них – «Проектный треугольник». Это схема в виде треугольника, который разделен три сектора: стоимость – сколько денег будет вложено в проект, время – срок начала и завершения проекта, объём работы – работа, которую необходимо выполнять для получения продукта, услуги. В середине треугольника находится критерий – качество – соответствие требованиям заказчика. Смысл в том, что все критерии взаимосвязаны между собой. Если меняешь один критерий, автоматически изменяется другой.

Здесь Константин Буянин также познакомил участников форума со стандартами управления проектами. Например, PMI – Институт управления проектами США. Он осуществляет разработку стандартов, проведение исследований, образовательную деятельность, публикацию статей, журналов и книг. PMI использует документ PMbok в качестве основного справочного материала для своих программ по профессиональному развитию.

Форумчане посчитали полезными знания, полученные на мастер-классе. Однако сколько бы не давали теории, в любом случае всё сходится к одному – проект должен начинаться с инициативы и энтузиазма. Кому нужен твой проект, если он лично тебе неинтересен?


Текст: Рузана Салимова

Фото: Жаслан Биссинбеев