22.02.2017

Разговор о воспитании журналистов


Как мотивировать студентов-журналистов на постоянную практическую работу, какие теоретические знания будут важны для их профессиональной деятельности, насколько важны в процессе обучение будущих мастеров слова интернет-ресурсы? Эти вопросы обсуждали участники научно-практического семинара «Инновации в методике вузовского преподавания журналистики», который состоялся 17 февраля в Тольяттинском госуниверситете. Организатором выступила кафедра журналистики ТГУ.

В работе семинара приняли участие представители ТГУ, Самарского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Башкирского государственного университета, Московского педагогического государственного университета. Общую тональность встрече задала доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики ТГУ Галина Щербакова. Приветствуя коллег, она отметила, что сегодня часто приходится слышать мнение журналистов-практиков о кризисе в профессиональном сообществе. Идут даже споры – быть или не быть журналистике как профессии? Если быть, то «какой»? Сложная ситуация складывается и в сфере профессионального образования.

– Это общая тенденция. Но, как мы видим, у абитуриентов пользуется популярностью профессия журналиста. Поэтому важно понимать, как в эпоху инноваций работать педагогам, какие задачи перед собой ставить. И если менять образовательную программу, что необходимо сохранять, а что – модифицировать, – подчеркнула Галина Щербакова.

Участники семинара охотно делились своим практическим опытом в подготовке студентов-журналистов. Каждый из выступавших отметил важность практико-ориентированного обучения (данный подход реализуется и в ТГУ на базе молодёжного медиахолдинга «Есть talk», который посетили гости университета). Доцент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, член Союза журналистов России Роман Баканов рассказал об использовании веб-ресурсов при обучении начинающих журналистов медиакритике. Как жанр современной журналистики медиакритика преподаётся в КФУ в рамках отдельного спецкурса бакалавриата. Лучшие творческие работы студентов публикуются на интернет-порталах Казани. По словам автора курса, он учит начинающих журналистов аргументировано мыслить и не бояться выражать свою точку зрения.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и издательского дела Башкирского государственного университета Валерий Пугачёв обратил внимание преподавателей вузов на важность визуального оформления печатных текстов. Этому посвящен и его курс «Дизайн журналов, газет и книг» в БашГУ. Студентам-журналистам необходимо знать азы вёрстки, полиграфического дизайна, чтобы доносить информацию до читателя не только через текст, но и через фотографию, картинку, шрифт.

Интерес вызвал доклад профессора, заведующей кафедры теории и истории журналистики Самарского государственного университета Валентины Симатовой о сотрудничестве студентов вуза с ГТРК «Самара». Подобный совместный медиапроект позволят студентам сразу же применять теоретические знания, участвовать в создании телепередач. 

Наиболее острые вопросы, связанные с особенностями профессиональной подготовки студентов-журналистов с учётом современных реалий, прозвучали в ходе круглого стола. Преподаватели и практики спорили о том, какое место занимает журналистика в современном мире, нужно ли в практическом обучении журналистов опираться на традиции российской и советской прессы. Были озвучены и основные проблемы профессиональной среды. Так, кандидат филологических наук, преподаватель Московского педагогического госуниверситета, журналист-практик Лариса Каллиома подчеркнула, что, как правило, в редакциях не любят студентов-практикантов. Причина проста: у молодых журналистов отсутствует мотивация, нет стремления учиться и создавать качественные тексты и видеосюжеты. Как результат – всё больше в журналистике работают непрофессионалы. Поэтому задача педагогов – дать не только хорошие теоретические знания, но мотивировать студентов на постоянно саморазвитие и самообразование.

Отметим, что семинар проводился в очно-заочной форме. По его итогам будет издан сборник научных статей с размещением их в базе РИНЦ. В сборник войдут доклады преподавателей кафедр и факультетов журналистики вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Самары и Тольятти.