ТГУ и АВТОВАЗ начнут готовить специалистов новой формации

ТГУ и АВТОВАЗ начнут готовить специалистов новой формации

14.06.2022 ТГУ и АВТОВАЗ подали совместную заявку для участия в федеральном проекте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы»

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и АО «АВТОВАЗ» подали совместную заявку для участия в федеральном проекте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В ПИШ будут готовить инженерные кадры для автомобильной промышленности, сообщает ТАСС.

Автомобилестроение – одна из системообразующих отраслей промышленности Самарской области, которая объединяет флагмана автомобилестроения РФ АО «АВТОВАЗ» и более сотни предприятий и организаций по производству автомобильных компонентов, техническому обслуживанию, ремонту и переоборудованию автомобилей.

– Отечественные компании, в том числе АВТОВАЗ, испытывали и будут испытывать потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах и освоении новых технологий при проектировании и производстве. Успешная реализация этого проекта позволит обеспечить новыми решениями и компетентным персоналом целый ряд перспективных, стратегически важных для нашей страны проектов в области автомобилестроения, – подчеркивает вице-президент АО «АВТОВАЗ» Дмитрий Михаленко. – Одна из главных задач ПИШ – чтобы выпускники ТГУ, прошедшие обучение по инновационным программам, оставались работать здесь, в реальном секторе экономики.

В рамках конкурса по созданию передовых инженерных школ ТГУ претендует на 680 млн рублей федеральных средств с 2022 по 2024 год. АВТОВАЗ выступает в роли высокотехнологичного партнёра ТГУ.

Решение о создании передовой инженерной школы поддержал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В случае победы университета в конкурсе на софинансирование программы развития ПИШ «АВТОВАЗ-ТГУ» до 2030 года будут ежегодно выделяться бюджетные ассигнования из средств региона в размере 20 млн рублей. Общий бюджет ПИШ, включая средства от оказания научно-технических и образовательных услуг предприятиям автомобильного кластера, достигнет 3,9 млрд рублей до 2030 года включительно.

– Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам и способам конструирования невозможен без высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому принято совместное решение АВТОВАЗа и ТГУ о создании передовой инженерной школы для подготовки инженерной элиты. Подготовка будет основана на реальной проектной деятельности. К этому мы идем, начиная с 2017 года, когда соответствующая концепция была принята в рамках программы развития ТГУ до 2021 года как опорного университета. Эта концепция развивается нами в соответствии с новой Программой развития ТГУ до 2030 года, поддержанной на федеральном уровне по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект создания ПИШ «АВТОВАЗ –ТГУ» – это фокусировка на подготовке инженеров в интересах автомобильной отрасли, – заявил ректор ТГУ Михаил Криштал.

Особенностью подготовки станет непосредственное участие будущих и уже дипломированных молодых инженеров в прорывных исследованиях и разработках по основным научным направлениям ПИШ, направленным на решение фронтирных инженерных задач.

– ПИШ должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных инженеров, готовых к самостоятельной инженерной деятельности, решению комплексных инженерных задач, широко эрудированных в своей сфере, понимающих роль научных исследований, знающих фронтиры мировой научной повестки и понимающих тенденции по появлению и развитию инноваций в своей профессиональной сфере. Такой инженер должен уметь работать в команде, знать современные методы и инструменты управления проектами, владеть профессиональными программными продуктами. Он должен понимать ценность создаваемых им инновационных продуктов, видеть их коммерческий потенциал и уметь защищать результаты интеллектуальной деятельности. Подготовить такого инженера можно только в соответствующей среде в реальной профессиональной деятельности рядом с опытными наставниками, решая актуальные комплексные задачи, включающие полный жизненный цикл изделия – НИР, ОКР, технологические работы, создание опытных образцов, подготовку производства, эксплуатацию и утилизацию. – подчеркнул Михаил Криштал.

Для решения фронтирной инженерной задачи сформирован целый пул исследований и инновационных разработок, сгруппированных в четыре крупные научные проекты-программы, задающие основные направления работ.

Прежде всего, это реинжиниринг высокотехнологичных автокомпонентов, с использованием передовых технологий и инновационных решений. Этот проект направлен, на реинжиниринг автокомпонентов, которые импортировались и не имеют производственных аналогов в РФ. Планируется создать полный комплекс инжиниринговых услуг и инновационных разработок в интересах индустриального партнера и его поставщиков.

Второе направление – технологии декарбонизации, включающие полный жизненный цикл транспортного средства, в том числе разработку и проектирование систем и компонентов силового агрегата, работающих на альтернативном топливе.

– Ещё одно важное направление – создание функциональных материалов и инжиниринг поверхности. У ТГУ имеется серьёзный научно-инновационный задел в области новых материалов, в том числе по созданию магниевых сплавов и технологий их обработки. Серьезные разработки по инжинирингу поверхности и покрытиям, в том числе методам плазменно-электролитического оксидирования, газопламенного и газопламенного напыления, ионно-вакуумного напыления. Разработаны технологии создания облегченных пеноматериалов на основе алюминия и магния. Есть опыт работы с термопластичными полимерными композитами, компетенции по ультразвуковым технологиям и широкому спектру технологий сварки, – отметил директор института машиностроения ТГУ Александр Селиванов.

Четвёртое научное направление – «Цифровые двойники изделий и сквозные передовые производственные технологии». Проект направлен на создание платформенных решений на основе цифровых двойников для локализации их производства на российских предприятиях.

ПИШ «АВТОВАЗ-ТГУ» станет новым структурным подразделением университета. В него войдут инжиниринговый центр «Автомобильные системы и технологии», а также 6 специализированных научно-исследовательских лабораторий по тематикам научных направлений и программ НИОКР, согласованных со службой исполнительного вице-президента по инжинирингу АО «АВТОВАЗ».

Передовая инженерная школа будет строиться на базе Высшей инженерной школы (ВИШ) ТГУ. Она создавалась в рамках программы развития ТГУ как опорного университета с 2017 года и включает в себя Центр робототехники, Центр машиностроения, Центр IT-student и Центр «Формула станок». На базе кластера «ВИШ» реализуются междисциплинарные проекты по разработке и созданию транспортных средств для участия университетских команд в международных инженерно-спортивных соревнованиях.

– Команда «Формула Студент ТГУ» – абсолютный лидер в России, четырёхкратный победитель соревнований «Формула Студент Россия» (2018 – 2021 гг.). При этом команда ТГУ стабильно является первой среди 11 российских команд, представленных в международном рейтинге Formula Student Combustion и Electric, занимая в нём 197 позицию из более 600 команд (по данным на конец 2021 года), – отмечает заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – Кроме того, наши студенты сконструировали лодку на солнечных батареях, с которой добились победы в международных соревнованиях Wildauer Solarbootregatta-2019 в Вильдау (Германия), с электромотоциклом собственной разработки, на который получен патент, выиграли международные гонки Barcelona Smartmoto Challenge.

В случае победы в конкурсе Александр Бобровский станет руководителем передовой инженерной школы. К работе в ПИШ привлекут порядка 30 сотрудников из числа научно-педагогического состава институтов ТГУ, в том числе 6 докторов наук и 22 кандидата наук, а также ведущих инженеров из автомобильной отрасли. Ожидается, что в рамках ПИШ будет разработано и внедрено не менее 14 новых образовательных программ опережающей подготовки инженерных кадров (магистерских, бакалаврских, ДПО). Обучение будет проходить в том числе и на инженерных и производственных площадках АО «АВТОВАЗ».

Запуск первой совместной программы повышения квалификации «Целевая подготовка кадров для работы в службе инжиниринга» планируется уже в 2022 году.

 

 

*ТГУ (с 1966 по 2001 год Тольяттинский политехнический институт) был создан как самостоятельный вуз (с 1951 по 1966 год был филиалом Куйбышевского политехнического института) в рамках постановления Совета министров СССР для кадрового обеспечения АВТОВАЗа и по сей день является главной кузницей инженерных кадров для автогиганта. Доля выпускников ТГУ в числе сотрудников предприятия АО «АВТОВАЗ» с высшим образованием составляет 30,9% (по данным аналитического агентства «Автостат»).

Начиная с 2001 года не реже, чем раз в пять лет ТГУ и АВТОВАЗ подписывают генеральный договор о сотрудничестве, а в 2020 году был создан консорциум «АВТОВАЗ – ТГУ». (в рамках Программы развития ТГУ до 2030 года по программе академического стратегического лидерства «Приоритет-2030», участником которой стал ТГУ как получатель базового гранта).

За последние пять лет по 46 программам дополнительного профессионального образования в ТГУ прошли обучение 1626 специалистов АО «АВТОВАЗ». С 2012 по 2021 год по программе дополнительной подготовки в интересах автоконцерна, а также по согласованным программам высшего образования, подготовлено и трудоустроено на предприятие 199 выпускников ТГУ.


#Абитуриент  #Наука  #Приоритет 2030  #Сотрудничество  #Студент  #АВТОВАЗ-ТГУ  


Просмотров: 426