Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Профстандарты нужны экономике

Профстандарты нужны экономике 08.12.2014
Рассматриваемый в Госдуме законопроект о введении профессиональных стандартов наделал немало шума в «гуманитарной» среде. Между тем, для «инженеров» совершенно ясно, что без профстандартов экономика развиваться не сможет. С этим согласны и вузы, которые готовят специалистов, и работодатели.

Тема создания системы подготовки кадров, основанной на профстандартах, обсуждалась на прошедшем международном форуме «Автопром. Автокомпоненты» в рамках панельной дискуссии «Кадровое обеспечение автопрома», организованной и проведённой Тольяттинским государственным университетом.

В дискуссии приняли участие руководители вузов и учреждений среднего профессионального образования, заведующие кафедрами и специалисты, руководители ОАО «АВТОВАЗ» и Автомобильного кластера Самарской области, представители Министерства образования и науки Самарской области. Модератором дискуссии выступил ректор ТГУ Михаил Криштал. В своей вступительной речи он обозначил главные задачи и основные проблемы становления новой системы подготовки специалистов.

— Автопром открыт для глобальной конкуренции, как ни одна другая сфера машиностроения России, и это должно обусловливать определённую специфику в подготовке кадров, — подчеркнул Михаил Криштал. — К сожалению или к счастью, но наш российский автопром вынужден остро конкурировать с мировым. И то, что мы теснимся на своём рынке, свидетельствует о том, что нам не хватает инженеров, которые мыслят так, как это нужно для создания массовой продукции автопрома. Соответственно я бы выделил основные проблемы, которые сегодня нужно обсуждать, — адаптация образовательных программ под требования работодателей и профессиональных стандартов и развитие механизмов влияния работодателей на деятельность образовательных учреждений.

С этой точкой зрения согласен начальник Центра организации подготовки персонала ОАО «АВТОВАЗ» Олег Терехов. По его словам, система подготовки кадров для автопрома сейчас только начинает складываться. В рамках реализации «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» заинтересованными ведомствами и автопроизводителями были разработаны проекты 21 профессионального стандарта, 17 из которых уже утверждены, остальные утвердят до конца года. Эти профессиональные стандарты описывают компетенции и квалификацию работников той или иной профессии. Далее под них надо будет разрабатывать новые или согласовывать с ними уже созданные образовательные стандарты и программы. Таким образом, рассогласованность деятельности вузов и работодателей будет устранена. 

Но перед отраслью сейчас остро стоят другие проблемы, которые существенно влияют на кадровую политику. В 2014 году из-за кризиса ОАО «АВТОВАЗ» существенно сократило работников — с 66 до 53 тысяч, то есть около 20 процентов. Сейчас, по словам Олега Терехова, ситуация стабилизировалась, но приём новых работников возможен только при расширении производства. 

Выступавший следом руководитель проекта развития ОАО «АВТОВАЗ» Константин Котляров подтвердил, что АВТОВАЗ не намерен отказываться от сотрудничества с вузами и ТГУ является для АВТОВАЗа опорным вузом. Более того, Котляров не видит особого смысла кардинально изменять сложившуюся на сегодняшний день систему высшего и дополнительного образования, особенно в части внедрения обязательных зарубежных стажировок, — для автопроизводителей в условиях кризиса это просто неподъёмно. Обучить специалиста надлежащим образом проще и дешевле дома.

Координировать процесс сближения учебных заведений и автопроизводителей призван и созданный весной этого года Автомобильный кластер Самарской области. Возглавил его Душан Бушен, до этого возглавлявший Автомобильный кластер Словении, созданный в 1999 году и за 15 лет существования доказавший свою эффективность и прибыльность. Душан Бушен неоднократно бывал в нашем регионе ещё в качестве делового партнёра — представителя словенского автопрома — и прекрасно ориентируется в ситуации. По его словам, Самарский автомобильный кластер будет уделять особое внимание подготовке кадров:

— Мы уже создали учебную программу для малого и среднего бизнеса. Для её развития и расширения в дальнейшем планируется привлекать вузы — поставщиков образовательных услуг автомобильного профиля. Этот процесс уже начат совместно с Тольяттинским госуниверситетом, и в следующем году проект будет представлен правительству области.

Формат панельной дискуссии не подразумевает выработку и принятие итоговых документов. Но так как в разговоре приняли участие все заинтересованные стороны и общий язык был найден, есть основания утверждать, что в рамках форума «Автопром. Автокомпоненты» был сделан ещё один важный шаг на пути становления системы подготовки кадров.

Текст: Равиль Иткулов